Варлаам Калабрийский

Варлаам Калабрийский

Ок. 1290 - 1348 г.

Варлаам Калабрийский родился в Калабрии (Южная Италия). Он воспитывался в православии, хотя и в окружении латинских обычаев. В юности Варлаам принял монашеский чин и поступил в монастырь, где соблюдался устав Василия Великого. Варлаам изучал греческую и латинскую словесность, был знаком с выдержками из писаний схоластов. В 1330 г. Варлаам прибыл в Константинополь, где в 1331/1332 г. имел диспут с Никифором Григорой, описанный последним в диалоге «Флорентиец», и был в ходе этого диспута побежден Григорой. Тем не менее, в Константинополе Варлаам стал преподавать платоновскую философию и аристотелевскую логику; он обратил на себя внимание императора Андроника III и стал приближенным к императорскому двору. В 1335 г. Варлаам Калабрийский составил две речи против латинян, которые были произнесены им в императорском дворце. Когда Григорию Паламе, который в то время жил на Афоне, пересказали содержание этих речей, он написал два аподиктических трактата «Против латинян», в которых критиковал и Варлаама, не называя его по имени. В это время Варлаам написал ряд антилатинских трактатов; Палама попросил прислать ему копию и получил трактат Варлаама, посвященный проблеме силлогизмов, в котором утверждается, что нельзя в догматической полемике использовать аподиктические («доказательные», основанные на необходимости) силлогизмы, поскольку в контексте суждений о Боге не может быть использован принцип доказательности. Ознакомившись с трактатом, Палама написал недоуменное письмо Григорию Акиндину, который выступил примирителем между ним и Варлаамом, а затем, получив от него ответ, написал еще одно письмо Акиндину и два письма Варлааму. Позиция Паламы заключается в том, что православное учение об исхождении Святого Духа только от Отца вполне доказуемо – из Писания, творений Отцов и опыта святых. Варлаам иПалама расходились также в понимании статуса «внешних наук» и языческой философии. В начале 1337 г. Варлаам, познакомившись в Фессалониках с монахами-исихастами и ознакомившись с исихасткими сочинениями о молитве, составил несколько трактатов, в которых обвинял исихастов в мессалианстве, а в 1338 г. он подал на них жалобу в Синод, а также Константинопольскому патриарху Иоанну Калеке. Патриарх отверг жалобу Варлаама, однако тот продолжал нападать на исихастов. Палама встал на защиту исихастов и сначала вместе с Акиндином пытался примирить Варлаама с монахами, а затем написал первый, а потом второй трактат из трех в составе «Триад в защиту священнобезмолвствующих». После того, как Варлаам издал новую редакцию антиисихастских трактатов «Против мессалиан», Палама добился одобрения и подписания авторитетнейшими афонскими монахами т. н. «Святогорского томоса», в котором были осуждены идеи Варлаама, хотя его имя в томосе не упоминалось. Примерно тогда же Палама написал третий трактат «Триад». 10 июня 1341 г. в Константинополе собрался собор, под председательством имп. Андроника III, на котором было рассмотрено обвинение Паламы как защитника исихастов, представленное Варлаамом. Однако собор не подержал обвинения в адрес Паламы и из обвиняемого на этом соборе свт. Григорий превратился в обвинителя. На соборе были рассмотрены антиисихасткие сочинения Варлаама, в результате чего была признана его неправота в плане того, что он считал Фаворский свет тварным, а также в плане его критики, направленной на практику Иисусовой молитвы; в результате Варлаам был осужден (но не анафематствован), ему было предложено покаяться и он согласился. Однако вскоре после собора император Андроник умер и Варлаам продолжал нападать на Паламу, но, поняв безуспешность этого, уехал в Италию, где преподавал греческий язык Франческо Петрарке, обратился в католицизм и был поставлен папой Римским в сан епископа в Джераче (Калабрия). Также на соборе, происходившем 10 июня 1341 г., был подготовлен томос, в котором запрещалось устное или письменное обсуждение спорных вопросов.

Литература

Источники и переводы:

Barlaam Calabrius. Paraphrasis in Euclidis elementorum librum secundum / Ed. E. S. Stamatis (post J. L. Heiberg) // Euclidis opera omnia. Leipzig, 1977.

Barlaam de Seminaria. Traités sur les éclipses de soleil de 1333 et 1337 / Histoire des textes, éd. crit., trad., comm. J. Mogenet, A. Tihon. Louvain, 1977.

Barlaam Calabro. Epistole a Palamas / Introd., testo, trad. e note a cura di A. Fyrigos. Roma, 1975.

Barlaam Calabro. Epistole greche; i primordi episodici e dottrinari delle lotte esicaste / Studio introduttivo e testi a cura di G. Schirò. Palermo, 1954. (Istituto siciliano di studi bizantini e neogreci. Testi e monumenti pubblicati da Bruno Lavagnini. Testi. 1).

Barlaam Calabro. Le orazioni avignonesi di Barlaam Calabro delle Chiese / A cura di Mosino F., con uno studio introduttivo di Gemelli S. Chiaravalla 1983. (Collana di Studi Geracesi. 5).

Barlaam Calabro. Opere contro i Latini. / Introd., testo, trad. e note a cura di Fyrigos A. 2. Città del Vaticano 1998.

Kakridis I. Th. Die “Opuscula” Barlaams von Kalabrien in kirchenslavischer Überlieferung // Welt der Slaven. 10(1), 1986. S. 37–46.

Sinkewicz R. E. A Fragment of Barlaam’s Work “On the Gods Introduced by the Greeks” // Byzantines Studies. 9, 1982. Р. 211–219.

Варлаам Калабрийский и Григорий Акиндин // Книга еретиков / Сост., предисл., коммент. Д. Бирюкова. СПб.: Амфора; Изд-во РХГА, 2011. (Александрийская библиотека).

Монах Варлаам. Опровержение на три главы, добавленные к последним заголовкам третьей книги «Гармоники» Птолемея // Клавдий Птолемей. Гармоника в трех книгах. Порфирий. Комментарий к «Гармонике» Птолемея / Издание подготовил В. Г. Цыпин. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2013.

Порфирий (Успенский), еп. История Афона. Ч. III: Афон монашеский. Судьба его с 811 по 1861 г. Отд. II / Под ред. П. А. Сырку. СПб., 1892. С. 241 – 245. (Отрывки из сочинения "Против Мессалиан").

 

Исследования:

Байер Х.-Ф. Проблема многообразованности и креативности (по поводу статьи С. В. Красикова) // Античная древность и средние века. 31, 2000. С. 284–290.

Гукова С. Н.Естественнонаучные знания в палеологовский период // Культура Византии XIII — первая половина XV в. М. 1991. 364–368.

Красиков С. В. Первое письмо Варлаама Калабрийского к Григорию Паламе // История Византии и византийская археология. Тезисы докладов Х научных Сюзюмовских чтений, 25–27 марта 1998 г. Екатеринбург, 1998. С. 49–50.

Красиков С.В. К вопросу об идейной полемике с латинянами в Византии в 30-х гг. XIV в. // Античная древность и средние века. 30, 1999. С. 278–279.

Красиков С. В.Византийское мышление: эрудиция против креативности? (Никифор Григора и Варлаам Калабрийский) // Античная древность и средние века. 31, 2000. С. 266–283.

Красиков С.В. Спор между Варлаамом Калабрийским и Григорием Паламой о соотношении веры и науки // Античная древность и средние века. 2001. Вып. 32. 228–238.

Ломизе Е. М.Варлаамизм и византийское латиномыслие. Просопографические наблюдения // Византия между Западом и Востоком. Опыт исторической характеристики. СПб. 1999. 262–26.

Мейендорф И., прот. Горе-богослов единства XIV века. Варлаам Калабрийский // Мейендорф И., протопресв. Пасхальная тайна. Статьи по богословию. М., 2013.

Baldwin B.A fragment of Barlaam’s work “On the Gods introduced by the Greeks” // Byzantine Studies. 1986. 13:1. 25–29.

Barlaam Calabro.L'uomo, l'opera, il pensiero / Ed. Fyrigos A. Atti del congresso internazionale (Reggio Calabria, Seminara, Gerace, 10–12 dic. 1999). Roma, 2001.

Cassiano D.Barlaam Calabro. L’umana avventura di un Greco d’Occidente. Lungro, 1994.

Delacroix-Besnier C.Conversions constantinopolitaines au XIVe siècle // Mélanges de l’École française de Rome. Moyen Âge. 105(2), 1993. Р. 715–761.

Fyrigos A. Barlaam Calabro tra l’aristotelismo scolastico e il neoplatonismo bisantino // Il Veltro. 27, 1983. Р. 185–195.

Fyrigos A.Barlaam Calabro tra Umanesimo italiano e antiumanesimo bizantino // Calabria Byzantina. Civiltà bizantina nei territori di Gerace e Stilo. Soveria Mannelli, Rubettino 1998. 616. Р. 31–41.

Fyrigos A. Considerazioni per la datazione delle discussioni teologiche di Costantinopoli, 1334(-35) (Nic. Greg., Hist. Byz., X, 8) // Bollettino della Badia Greca di Grottaferrata. 47, 1993. Р. 103–112.

Fyrigos A. Il fondamento byzantino del Rinascimento italiano. Homo Adriaticus. /Atti del Covegno internazionale di studio (Ancona, 9–12 novembre 1993) a cura di Falaschini N. Reggio Emilia, Edizioni Diabasis 1998. P. 313–330.

Fyrigos A. La produzione letteraria antilatina di Barlaam Calabro // Orientalia Christiana Periodica. 45, 1979. Р. 115–176.

Fyrigos A. Nota per la datazione delle orazioni “Ad Synodum e De concordia” di Barlaam Calabro // Bollettino della Badia Greca di Grottaferrata. 36, 1982. Р. 23–42.

Fyrigos A. Per l’identificazione di alcune opere ignoti auctoris contenute nel “Tómos Agapès” di Dositeo, Patriarca di Gerusalemme (e recupero di un opuscolo antilatino di Barlaam Calabro) // Rivista di Studi Bizantini e Neoellenici. 20-21, 1983–1984. Р. 171–190.

Fyrigos A. Quando Barlaam Calabro conobbe il Concilio di Lione II (1274)? // Rivista di Studi Bizantini e Neoellenici. 17–19, 1980–1982. Р. 247–265.

Fyrigos A. L’opera teologica di Barlaam di Seminaria // Calabria Cristiana. Società, religione, cultura nel territorio degli Diocesi di Oppido Mamertina-Palmi. 1. Dalle origini al Medio Evo. Atti del Convegno di Studi, Palmi–Cittanova 21/25 novembre 1994 a cura di Leanza S. Introd. Rhodio D., Crusco D. Soveria Mannelli, Rubbettino 1999. 145–159. (Bibliotheca Vivariensis. 6). 

Fyrigos A. Una "antistrophe" (conversio) nella dialettica scolastica di Barlaam Calabro // Studi bizantini e neogreci. Atti del IV Congresso nazionale di studi bizantini, Lecce, 21–23 aprile 1980, Calimera, 24 aprile 1980 / Ed. Leone P. L. Galatina 1983. 433–443.  (Università  degli Studi di Lecce, Facoltàdi Lettere e Filosofia, Istituto di Storia Medioevale e Moderna, Saggi e ricerche. 7).

Fyrigos A. Un opuscolo sconosciuto di Barlaam Calabro sul primato del papa // Bollettino della Badia Greca di Grottaferrata. 44, 1990. Р. 11–23.

Gemmiti D. Barlaam Calabro tra cultura bizantina e preumanesimo italiano // Studi e ricerche sull’ Oriente Cristiano. 12, 1989. Р. 59–115, 123–149.

Gentile G .Le traduzioni medievali di Platone e F. Petrarca // Studi sul Rinascimento. Firenze, 1936. Р. 23–83.

Gianelli C.Un progetto di Barlaam per l’unione delle chiese // Miscellania Giovanni Mercati. Città del Vaticano. 3, 1946. Р. 157–208. 

Gianelli C. È Francesco Petrarca o un altro Francesco, e quale, il destinatorio del “De primatu papae” di Barlaam Calabro? // Studi in onore di G. Funaioli. Roma, 1955. Р. 83–97.

Gianelli C. Scripta minora. Roma, 1963. (Studi bizantini e neoellenici. 10).

Impellizzeri S. Barlaam Calabro // Dizionario biografico degli Italiani. 6, 1964. Р. 392–397.

Jugie M. Barlaam est-t-il né catholique? // Échos d’Orient. 39, 1940. Р. 100–125.

Kolbaba T. M.Conversion from Greek Orthodoxy to Roman Catholicism in the fourteenth century // Byzantine and Modern Greek Studies. 19, 1995. Р. 120–134.

Leone P. L. M. La formazione culturale di Barlaam e il suo viaggio in Oriente // Niceforo Gregora. Fiorenzo o intorno alla sapienza / A cura di Leone P. A. M. Napoli 1975. (Byzantina et Neohellenica Neapolitana. Collana di Studi e Testi, 4).

Leone P. L. M. Barlaam in Occidente // Annali dell’Universitádi Lecce–Facoltà di lettere e filosofia. 1977–1980. 7–10:1; 1981. Р. 427–446. (Studi di onore di Mario Marti-Lecce).

Lo Parco F. Petrarca e Barlaam. Reggio di Calabria, 1905.

Lo Parco F.Gli ultimi oscuri anni di Barlaam e la verità storica sullo studio del greco di F. Petrarca. Napoli, 1910.

Loenertz R.-J.Note sur la correspondance de Barlaam, évêque de Gérace, avec ses amis de Grèce // Orientalia Christiana Periodica. 23, 1957. Р. 201–202.

Lourié B. An Aristotelian ontology around the Proclean Henad: the theology of Barlaam of Calabria and its byzantine background // Verbum, 6. Аристотель и средневековая метафизика / Отв. ред.  О. Э. Душин. СПб., 2002.  С. 137–144.

Mandalari G. Fra Barlaamo Calabrese maestro del Petrarca. Roma, 1888.

Meyendorff J. Un mauvais théologien de l’unité: Barlaam le Calabrais // 1054–1954: L’Église et les Églises. Études et travaux offerts à Dom Lambert de Beaudouin. Chevetogne, 1955. 2. P. 47–64.

Mogenet J. Barlaam et les éclipses de 1333 et 1337 // Janus: Revue internationale de l'histoire des sciences de la médecine, de la pharmacie et de la technique. 57(2–3), 1970. P. 125–130.

Romano R.Barlaam de Calabria e il preumanesimo bizantina // Vivarium Scyllacense. 8, 1998. Р. 15–24.

Schiró G. I rapporti di Barlaam Calabro con le due Chiese di Roma e di Bisanzio // Archivio storico per la Calabria e la Lucania. 1931. 5:1. Р. 325–357; 2, 1932. Р. 71–89, 426–437; 5, 1935. Р. 59–77; 6, 1936. Р. 80–99, 302–325; 8, 1938. Р. 47–

Schiró G.Un documento inedito sulla fede di Barlaam Calabro // Archivo storico per la Calabria e la Lucania. 8, 1938. Р. 155–166.

Sinkewicz R. E. A new interpretation for the first episode in the controversy between Barlaam the Calabrian and Gregory Palamas // Journal of Theological Studies. 31:2, 1980. Р. 489–500.

Sinkewicz R. E. The “Solutions” addressed to George Lapithes by Barlaam the Calabrian and their philosophical context // Mediaeval studies. 43, 1981. Р. 151–217.

Sinkewicz R. E. The doctrine of the knowledge of God in the early writings of Barlaam the Calabrian // Mediaeval studies. 44, 1982. Р. 181–242.

Whittaker J. The Pythagorean source of Barlaam the Calabrian // Diotima. Revue de recherche philosophique. Athènes. 8, 1980. Р. 155–158.