Нил Кавасила

Нил Кавасила

Конец XIII в. – март 1363 г.

Нил Кавасила

Нил Кавасила, следующий после Григория Паламы митрополит Фессалоникийский, – один из виднейших православных богословов-догматистов и полемистов поздневизантийского периода. Семья Нила была весьма известна в Фессалониках. Нил родился и воспитывался в Фессалониках, которые были в XIV в. вторым по значению городом в империи после Константинополя. До того, как он занял епископскую кафедру, Нил преподавал риторику в Фессалониках и Константинополе. Известно, что в 1337 г. Николай Кавасила отправился в Константинополь, чтобы продолжить образование под руководством дяди. Вероятно уже в 30-е гг. XIV в. св. Нил начинает активно включаться в богословскую полемику своего времени. Наиболее важными вопросами, о которых он пишет, являются, во-первых, спор с латинянами о Filioque, и во-вторых, полемика вокруг исихазма. Что касается первого, то важным историческим событием здесь было прибытие в 1334 г. легатов папы Иоанна XXII в Константинополь для обсуждения вопроса о соединении Церквей. Не исключено, что Нил участвовал уже в этих дискуссиях с латинянами; в любом случае, не приходится сомневаться, что он принимал участие в других дискуссиях – с легатом Павлом, в 1355 г. К этому периоду, вероятно, относятся его антилатинские сочинения, в частности трактат, обличающий латинян в нежелании созвать Вселенский собор для обсуждения разногласий по богословским вопросам и в их желании навязать свое учение ссылкой на авторитет папы. Кроме того, сохранился его трактат «О главенстве папы» и целый ряд сочинений, посвященных полемике с латинянами по вопросу Filioque. Другая группа сочинений Нила посвящена защите паламитского учения. К таким сочинениям относятся трактат «Против Акиндина, или О различии между сущностью и энергией в Боге» и «Ответ философу Григоре»; Нил участвовал также в написании Томоса собора 1351 г. Нил участвовал в соборе 1351 г. против антипаламитов, и в частности, Никифора Григоры. После собора он посетил Григору в заключении, чтобы уговорить его принять учение собора. В период между июлем 1361 г. и первой половиной 1362 г. Нил, уже будучи митрополитом Фессалоникийским, внес решающий вклад в анафематствование Никифора Григоры, хотя до этого порядка двух десятилетий являлся его другом. Самое монументальное сочинение Нила «Пять слов о Святом Духе». Оно датируется периодом с 1358 по 1361 гг. Другим важнейшим сочинением св. Нила, посвященным полемике с латинянами, является трактат «О том, что нельзя латинянам, пользуясь силлогизмами, доказать, что Святой Дух исходит от Сына» (другое название: «Опровержение пятнадцати силлогизмов латинян»), где дан подробный разбор сочинений томистов.

Литература

Источники и переводы:

Nil Cabasilas. Sur le Saint-Esprit / Intr., texte critique, trad, et notes par hierom. Théophile Kislas. Paris, 2001.

Candal M. La "Régla teolögica" de Nilo Cabasilas // Orientalia Christiana Periodica. 23, 1957. Pp. 237-266.

Theonis Alexandrini in Cl. Ptolemaei magnam constructionem commentariorum, lib.XI. Basileae 1538.

Нил Кавасила. Иже во святых Отца нашего Нила [Кавасилы], архиепископа Фессалоникийского, Слово краткое против неправильного понимания еретиками-акиндинистами слов божественного Григория Нисского, что «нет ничего нетварного кроме Божественной природы». Здесь же о том, что не только природа Божественная нетварна, но вместе с ней и ее природные свойства. Пер. Д. И. Макарова; прим. Д. И. Макарова, Д. С. Бирюкова // EINAI: Проблемы философии и теологии. Том 2, № 1/2 (3/4) 2013. С. 412-422.

 

Литература:

Бирюков Д.С. О трактате «Правило богословия» св. Нила Кавасилы и теме различения между светом и теплом огня у св. Нила Кавасилы и св. Григория Паламы // EINAI: Проблемы философии и теологии. Том 2, № 1/2 (3/4) 2013. С. 423-440.

Соколов И.И. Нил Кавасила // Православная богословская энциклопедия. Том 7. стлб. 630. 

Candal E. Nilus Cabasilas et theologia S. Thomae de Processione Spiritus Sancti. Citta del Vaticano, 1945. P. 188-385. (Studi e Testi 116).

Candal E. Opus ineditum Nili Cabasilae de Spiritus Sancti processione contra Latinos // Orientalia Christiana Periodica 9, 1943. P. 245–306.

Congourdeau M.-H. Nil Cabasilas et les projets de concile œcuménique pour l’union des Églises, dans Réduire le schisme? // Ecclésiologies et politiques de l’Union entre Orient et Occident (XIIIe-XVIIIe siècles) / éd. MH Blanchet et F. Gabriel (Monographies 39). Paris, 2013. P. 75-82.

Failler A.Une réfutation de Balsamon par Nil Kabasilas // Revue des études byzantines 32, 1974. P. 211–223.

Hinterberger M. Die Affäre um den Mönch Niphon Skorpios und die Messalianismus-Vorwürfe gegen Kallistos I // Gregorio Palamas e oltre. Studi e documenti sulle controversie teologiche del XIV secolo
bizantino / A cura di A. Rigo. Firenze, 2004. S. 211-248.

Kislas Th. Introduction // Nil Cabasilas. Sur le Saint-Esprit / Intr., texte critique, trad, et notes par hierom. Théophile Kislas. Paris, 2001.

Автор статьи

Г.И. Беневич, Д.И. Макаров