Николай Мефонский

Николай Мефонский

1110-е – между 1160 и 1166 г.

Николай Мефонский – средневизантийский богослов и полемист. Вероятно, Николай Мефонский получил хорошее образование. В 1147 г. он участвовал в суде и осуждении за склонность к богомильству монаха Нифонта и покровительствовавшего ему патриарха Космы Аттика, который в результате был низложен. В связи с этими событиями Николай написал трактат о Евхаристии, направлены против богомилов. В качестве преемника Космы на патриаршую кафедру был возведен Николай Музалон, бывший до того архиепископом Кипра, но отказавшийся от кипрской кафедры и пребывавший на покое; возведение Музалона на патриарший престол, через некоторое время вызвало несогласие среди некоторых архиереев. Николай поддержал Музалона и написал в 1147 г. в его поддержку речь; вероятно к этому времени он уже был епископом. Ко времени конца 1140-х – начала 1150-х гг. относится антилатинская полемика Николая. Особое место в деятельности Николая занимает его полемика с Сотирихом Пантевгеном и его сторонниками относительно слов в тайных литургических молитвах: «Ты бо еси приносяяй, и приносимый, и приемляяй, и раздаваемый». Сторона, к которой принадлежал Николай, утверждала, что Христос есть и Жертва, и Тот, Кто, как и Каждое Лицо Святой Троицы, принимает Жертву за грехи мира. Представители противоположной стороны, в числе которых был Сотирих Патевген утверждали, что жертва приносится только Богу-Отцу. Для разрешения спора 26 января 1156 г. был созван собор, на котором в качестве соборного определения было признано положение, согласно которому Жертва была принесена Христом и приносится в Евхаристии не одному Богу-Отцу, но всей Троице. На соборе 1156 г. никто не был осужден персонально, но была наложена анафема на упорствующих. После собора Сотирих стал настаивать, чтобы решения собора еще были обсуждаемы в присутствии императора и стал распространять диалог, посвященный соборному решению, в котором утверждалось, что оно является несторианским. Николай выступил против Сотириха и написал опровержение на его диалог. 12 мая 1157 г. состоялся второй собор, подтвердивший решение собора 1156 г. Сочинения и учение. В обширном наследии Николая можно выделить ряд важнейших тем: это пневматологическо-триадологическая тематика, евхаристическая проблематика и полемика с языческой философско-богословской мыслью (философией Прокла). Имеются также произведения, не связанные ни с одной из перечисленных тематик. Это «Житие преподобного отца нашего Мелетия, подвизавшегося на горе Миупольской» и речь, адресованная императору Мануилу «О разногласии при поставлении патриарха и об иерархии» в защиту патриаршества Музалона, в которой доказывается, что отречение от некоей кафедры не означает отречения вообще от епископского сана и, таким образом, это не препятствует возможности поставить соответствующего человека в патриархи; также перу Николая принадлежат три Слова «К спросившему: есть ли [предустановленный] предел жизни и смерти, и если есть, то как же Бог не будет виновником зла?». Тематика трактата «К соблазняющимся апостольскими словами: “Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, и да будет Бог все во всем” (1 Кор. 15, 28)» имеет отношение к более позднему сочинению Николая «Опровержение “Начал теологии” философа-платоника Прокла». В этом трактате показывается, с одной стороны, что когда в Писании говорится о подчинении Сына Отцу, то не имеется в виду, что природа Сына в каком-либо отношении меньше или умаленнее, чем природа Отца, и с другой стороны – что слова Писания: «будет все во всем» не могут свидетельствовать в пользу оригеновского понимания апокатастасиса. Антилатинская полемика Н. М. представлена в следующих сочинениях: «Разделенные по главам обвинения новоявленного учения латинян», «К латинянам о Святом Духе», «Припоминания из того, что в разных сочинениях написано против латинян», «Другой свод против латинян» и «Слово об опресноках». В богословии Пятидесятницы антилатинские сочинения Николая Мефонского смыкаются с его трактатом, специально посвященном вопросу ипостасного схождения святого Духа на апостолов «К великому доместику на вопрос его о Святом Духе: “В каком смысле говорится [у свт. Григория Богослова], что Дух Святой существенно вселился и обитал в апостолах? И если Он таким же точно образом пребывал и во Христе, то почему и они не называются христами? А если не так [как во Христе], то в чем различие?”». В ходе полемики с Сотирихом Н. М. написал три сочинения: «Опровержение на то, что написал Сотирих, кандидат в патриархи Антиохийские», «Дополнения о Божественном священнодействии и о том, каким образом о Христе говорится "приносящий и приносимый, принимающий и раздавающий"», и слово «К императору Мануилу». Наконец, полемика с неоплатонизмом отражена в фундаментальном труде Николая «Опровержение Начал теологии философа-платоника Прокла». В этом трактате Николай полемизировал не только с собственно Проклом, сколько с линией «Проклренессанса» в Византии. 

Литература

Издания и переводы:

Арсений [Иващенко], еп. Два неизданных произведения Николая, епископа Мефонского, писателя XII века. Греческий текст и русский перевод. Новгород, 1897. [Припоминания из того, что в разных сочинениях написано против латинян о клевете на Святого Духа; Слово к латинянам об опресноках]

Николая епископа Мефонского и Феодора Продрома, писателей XII столетия, жития Мелетия Нового, изданные с предисловием и русским переводом В. Г. Васильевского // Православный палестинский сборник. 17, 1886. [сочинение Николая: Житие преподобного отца нашего Мелетия, подвизавшегося на горе Миупольской]

Опровержение Начал теологии философа-платоника Прокла (фрагменты)  / Пер. С. Б. Акишина // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2-х т. Т. 2 / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. М., СПб., 2009. (Византийская философия, т. 5; Smaragdos Philocalias).

Δημητρακόπουλος Α. Ἐκκλησιαστικὴ Βιβλιοθήκη, A'. Leipzig, 1866.

Nicholas of Methone. Refutation of Proclus' Elements of Theology. A Critical Edition with an Introduction on Nicholas' Life and Works by Athanasios D. Angelou. Athens-Leiden, 1984.

 

Исследования:

Арсений [Иващенко], еп. Николай, Мефонский епископ XII века, и его сочинения // Христианское чтение. 1882. № 7-8. С. 161-175; 1883. № 1-2. С. 11-26; № 3-4. С. 308-357.

Бармин А.В. Полемика и схизма. История греко-латинских споров ІХ–ХІІ веков. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.

Бирюков Д. С. Николай Мефонский. Полемика с латинянами и Сотирихом, учение о Пятидесятнице и опровержение Прокла, в контексте учения об иерархии причин и проблемы универсалий // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2-х т. Т. 2 / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. М., СПб., 2009. (Византийская философия, т. 5; Smaragdos Philocalias). С. 341–370.

Епископ Николай Мефонский и византийское богословие. Сборник исследований. М., 2007.

Ермилов П. В. История константинопольских соборов 1156—1157 годов (проблемы исторической реконструкции и критики источников) // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. М., 2012. 

Ермилов П. В. Константинопольские споры XII в. о богословии Евхаристии // Евхаристия / Православная энциклопедия. Т. 17. М., 2008.

Ермилов П. В. Проблематика богословских споров в Византии XI-XII веков. Ересь Сотириха Пантевгена. М., 2005. (Маг. дисс., ПСТГУ).

Каждан А.П. Византийская культура. СПб.: Алетейя, 2006 (2-е изд.).

Лебедев А. П. Очерки истории Византийско-Восточной Церкви от конца XI до половины XV века. М., 1892.

Лурье В. М. Взаимосвязь проблемы Filioque с учением о обожении у православных богословов после святого Фотия // Патрология. Философия. Герменевтика. Труды Высшей религиозно-философской школы. 1, 1992.

Лурье В.М. На греко-латинском фронте. Размышления по поводу книги: Бармин A. B. Полемика и схизма. История греко-латинских споров ІХ–ХІІ веков. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006 // Византийский Временник. Том 69 (94), 2010. C. 349-361.

Павел (Черемухин), иеромон. Константинопольский собор 1157 г. и Николай еп. Мефонский // Богословские труды. 1, 1960.

Рыбаков А., свящ. Историческая справка о Константинопольском соборе 1156 года // Странник. 3, 1914. С. 364–378.

Соколов И. И. Лекции по истории Греко-Восточной церкви. Т II. СПб., 2005 (2-е изд.).

Angold M. Church and Society in Byzantium under the Comneni, 1081–1261. Cambridge, 1995.

Angold M. The Byzantine Empire 1025-1204: A political History. London, 1984.

Browning R. The speeches and letters of Georgios Tornikes, metropolitan of Ephesos (XIIth century) // Actes du XIIe Congrѐs international détudes byzantines. Beograd, 1964. T. 2. P. 421–427.

Dräseke J. Nikolaos von Methone // Byzantinische Zeitschrift. 1, 1892.

Garzya A. Precisazioni sul processo di Niceforo Basilace // Byzantion. 40, 1970. P. 309–316.

Lourie B. L’attitude de S.Marc d'Ephèse aux débats sur la procession du Saint-Esprit à Florence. Ses fondements dans la théologie post-palamite // Annuarium historiae conciliorum. 21, 1989. 

Magdalino P. The Empire of Manuel I Komnenos. Cambridge, 1993. Mai A. Spicilegium Romanum. T. X. Romae, 1844.

Podskalsky G. Nikolaos von Methone und die Proklosrenaissance in Byzanz (11./12. Jh.) // Orientalia Christiana Periodica. 42, 1976. S. 509–523.

Автор статьи

Дмитрий Бирюков

Добавить комментарий