Никита Стифат

Никита Стифат

ок. 1005 — ок. 1090

Никита Стифат

Никита Стифат - византийский богослов, религиозный писатель; пресвитер Студийского монастыря. Ученик Симеона Нового Богослова. Вскоре после кончины Симеона Нового Богослова в 1022 году Никита, как сторонник опального мистика, был изгнан из Студийского монастыря и в течение 13 лет пребывал вне стен обители (где — неизвестно). Никита составил пространное житие Симеона, службу ему, отредактировал и издал его сочинения: особенно чувствуется рука Никиты в «Гимнах», в которых он выправил размер и для которых написал предисловие и комментарии. Около 1043 года Никита выступил с обличением незаконного сожительства императора Константина IX Мономаха и его фаворитки Марии Склирены. За этот поступок он и получил прозвище "Стифат" («отважный»). Никита принимал участие в полемике между Восточной и Западной церквями, которая вскоре привела к расколу церквей. А именно, он полемизировал по вопросу об опресноках, поста в субботу и целибата. Зимой 1053/1054 годов Никита вступил в полемику с папскими легатами, составив трактат «Диалексис к франкам» с опровержением учения об опресноках. На этот текст папский легат кардинал Гумберт, епископ Сильвы-Кандиды, отреагировал сочинением, выдержанным в очень резких тонах. В июне 1054 года Никита составил новый антилатинский трактат, об исхождении Святого Духа. Литературная полемика была прервана повелением императора провести очный богословский диспут между Гумбертом и Никитой. Во время свей поездки в Византию Гумберт посетил Студийский монастырь, где в присутствии императора полемизировал с Никитой, в результате чего Никита был вынужден признать себя проигравшим и сжег трактат, направленный против Гумберта. После 1075 года Никита стал игуменом Студийского монастыря. Скончался не позже 1092 года. Благодаря тому, что в XVIII веке сочинения Никиты были включены в «Добротолюбие», сложилась традиция именования его «преподобным». В XIX веке он был включен в греческие святцы.

Литература

Источники и переводы:

[Вступление] к книге Божественных гимнов преподобного отца нашего Симеона Стифат Никита //Богословский вестник. 5-6, 2005-2006.

Деятельные главы. Естественные психологические главы об очищении ума. Умозрительных глав сотница – о любви и совершенстве жизни // Добротолюбие. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. Т. 5.

Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова, игумена монастыря святого Маманта Ксирокерка / Пер. Л. Фрейберг  // Церковь и Время. 2(9), 1999. С. 151–208; 1(10), 2000. С. 264–302.

Житие преп. о. н. Симеона Нового Богослова. М., 1856.

Исповедание веры / Пер.  с греч.:  и прим.:  иером. Дионисий (Шлёнов) // Богословский вестник. Сергиев Посад.  № 4, 2004.

Никиты Стифата, монаха и пресвитера Студийского монастыря, на книгу божественных гимнов преподобного Отца нашего Симеона // Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. Т. 3. (Репринт 1917 г.).

Послание римлянам об опресноках и посте в субботу // Чельцов М. В. Полемика между греками и латинянами по вопросу об опресноках. СПб., 1879.

Письмо с возражениями софисту Григорию / Пер.  и прим.:  О.С. Ким // Начало. СПб. № 6, 1998.

Трактат о рае. Письма // Ким Н., свящ. Рай и человек. Наследие преподобного Никиты Стифата. СПб.: Алетейя, 2003.

Послание римлянам об опресноках и посте в субботу // Чельцов И. Полемика между греками и латинянами по вопросу об опресноках в XI – XII вв. СПб., 1879.

Преподобный Симеон Новый Богослов. Преподобный Никита Стифат. Аскетические сочинения в новых переводах / Сост. и общ. ред. еп. Илариона (Алфеева). СПб., 2007.

Слово Никиты Стифата против латинян, часть 1.

Творения / Перевод игум. Дионисия (Шленова). Сергиев Посад, 2011 [Содержание: Слово о душе; Созерцание о Рае; Послания; Об иерархии; Созерцание о небесной иерархии и равно о церковной иерархии; Никиты Стифата, монаха и священника Студийской обители, на книгу Божественных Гимнов преподобного отца нашего Симеона; Что есть новое небо?; Исповедание веры].

Фрагменты сочинений // Идеи эстетического воспитания. Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. М.: Искусство, 1973. 

Шленов Д., Рапава М.АПрепНикита СтифатПервое обличительное слово против армян// Богословский Вестник. 7, 2008. 

Шленов Д., Рапава М.АПрепНикита Стифат. Второе и третье обличительные слова против армян// Богословский Вестник. 10, 2010. 

Acta et scripta quae de controversiis Ecclesiae Graecae et Latinae saeculo undecimo composita extant / Ed. C. Will. Lipsiae et Marpurgi, 1861. 

Christou P. K., Sakkou S., Mandzaridis G. Νικήτα Στηθάτου Μυστικά Συγγράμματα. Thessalonique, 1957.

Hausherr I., Horn G. Un grand mystique byzantin. Vie de Syméon le Nouveau Théologien (949–1022) par Nicétas Stéphatos // Orientalia Christiana. 12, 1928. 

Michel A. (éd.). Humbert und Kerullarios, Quellen und Studien zum Schisma des XI. Jahrhunderts. Vol. 2. Paderborn, 1930. [часть см. здесь]

Nicétas Stéthatos, Trois centuries, pratique, physique, gnostique, introduction et traduction française par J. Touraille, Abbaye de Bellefontaine, Bégrolles-en-Mauges, 1982.

Nicétas Stéthatos. Opuscules et lettres / Éd. J. Darrouzès. Paris, 1961. (Source Chretiennes 81). 

Nicétas Stétathos. Le paradis spirituel et autres textes annexes / Texte, trad. et comm. M. Chalendard. Paris, 1944. (Source Chretiennes 8). 

Nicétas Stéthatos, Un grand mystique byzantin : Vie de Syméon le Nouveau Théologien (949-1022) / Introduction, texte grec et notes par Irénée Hausherr, traduction française en collaboration avec Gabriel Horn. Pontificium Institutum Orientalium Studiorum, Rome, 1928.

Nikitas Stithatos. On the Practice of the Virtues: One Hundred Texts; On the Inner Nature of Things and on the Purification of the Intellect: One Hundred Texts; On Spiritual Knowledge, Love and the Perfection of Living: One Hundred Texts // Palmer G. E. H.; Ware K.; Sherrard Ph. The Philokalia: The Complete Text. Volume 4. 1999. P. 79–106; 107–138; 139–174.

 

 

Исследования:

Бармин А.В. Греко–латинская полемика XI – XII вв.: (Опыт сравнительного рассмотрения и классификации) // Византийские очерки: Труды российских ученых к XIX Международному конгрессу византинистов. М.: Индрик, 1996.

Бармин А.В. Столкновение 1053 – 1054 гг. // Византия между Востоком и Западом: Опыт исторической характеристики. СПб.: Алетейя, 1999. С. 157 – 158.

Беневич Г.И. Полемика об опресноках при патриархе Михаиле Кируларии // Богослов.ру.

Дионисий (Шлёнов), иеромонах. Тайна рая: отрывки о рае из богословских сочинений преподобного Никиты Стифата по славянской «Диоптре» Филиппа Пустынника с богословско–экзегетическим комментарием //Богословский вестник. Сергиев Посад, 2003. № 3. (Новая серия).

Дионисий (Шлёнов), иеромонах. Преподобный Никита Стифат и его богословские сочинения. Диссертация на соискание степени кандидата богословия. Сергиев Посад, 1998.

Иларион (Алфеев), иеромонах. Предисловие // Священник Николай Ким. Рай и человек. Наследие преподобного Никиты Стифата. СПб.: Алетейя, 2003. 

Ким Н.С. Преподобный Никита Стифат и его трактат «О рае» // Начало. СПб., 1998. № 6.

Ким Николай, священник. Рай и человек. Наследие преподобного Никиты Стифата. СПб.: Алетейя, 2003.

Киприан (Керн) “Олицетворение” Михаила Акомината. (К истории учения о человеке в Византии) // Православная мысль. Париж, 1949. Вып. VIII.

Кривошеин В. Преп. Симеон Новый Богослов и Никита Стифат. История текста огласительных слов // Вестник Русского Западно-Европейского патриаршего Экзархата. 38-39, 1961. C. 41–47.

Плакида (Дезей), архим. "Добротолюбие" и православная духовность. М.: Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет, 2006.

Соколов И.И. Лекции по истории Греко–Восточной церкви: В 2–х  томах. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. Т. II.: Преп. Феодор Студит, его церковно–общественная и богословско–литературная деятельность. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита. О монашестве. (Библиотека христианской мысли. Исследования). С. 53–67, 120–123.

Golitzin A. Hierarchy versus anarchy? Dionysius Areopagite, Simeon the New Theologian, Nicetas Stethatos, and their common roots in ascetical tradition // Saint Vladimir Theological Quaterly. 38.2, 1994. P. 131–179.

Golitzin A. "Earthly angels and heavenly men" : the Old Testament Pseudepigrapha, Niketas Stethatos, and the tradition of "interiorized apocalyptic" in Eastern Christian ascetical and mystical literature // Dumbarton Oaks Papers. 55, 2001. P. 125-153.

Grondijs L. H., Der Heilige Geist in den Schriften des Niketas Stethatos // Byzantiniche Zeitschrift. 51, 1958. S. 329–354. 

Hinterberger M. Niketas Stethatos der "Beherzte"? // Byzantinische Zeitschrift. 103, 2010. S. 49-54.

Lauritzen F. Psello discepolo di Stetato // Byzantinische Zeitschrift. 101, 2008. P. 715-725.

Lauritzen F. Areopagitica in Stethatos: a chronology of an interest // Византийский Временник. 73, 2014.

Rossum J., van. Reflections on Byzantine ecclesiology: Nicetas Stethatos ’On the Hierarchy’ // Saint Vladimir’s Theological Quaterly. 25.2, 1981. P. 75–83.

Tsamis D. G. ἡ τελείωσις τοῦ ἀνθρώπου κατὰ Νικήταν τὸν Στηθᾶτον. Thessaloniki, 1971.