Никифор Влеммид

Никифор Влеммид

1197 - 1272

Никифор Влеммид

Никифор Влеммид родился в 1197 г. в Константинополе, его отец принадлежал к высшему классу и занимался медициной. После захвата Константинополя латинянами семья Влеммида перебралась в Вифинию. Родители сумели дать Никифору хорошее образование, особенно он преуспевал во врачебном искусстве. Однако постепенно его интересы сдвигались в сторону математики, физики, логики и философии; он стал изучать эти науки у известного тогда учителя Птохопродрома, но более всего он занимался самообразованием и уже тогда стал известен императору своей образованностью и умом. Наконец, Никифор обратился к изучению Священного Писания и поселился в монастыре в области Скамандра. В 1223 г. Никифор появился в Никее, где познакомился с патриархом Германом (1222–1240 гг.), близким сотрудником которого он стал. Однако, желая уединенной аскетической жизни, он удалился из Никеи, подвизаясь сначала в монастыре на горе Латр, близ Милета, а в 1233 г. стал иноком в одном из монастырей Ефесской архиепископии; здесь же он начинал писать богословские сочинения экзегетического характера. Тогда же Никифор впервые принял участие в богословских диспутах с латинянами. В 1235 г. Никифор принял монашеский постриг, а вскоре в храме ап. Иоанна Богослова был рукоположен в иеромонаха. Затем он предпринял паломничество в Иерусалим, а по возвращении поселился в монастыре Св. Григория Чудотворца (игуменом которого он вскоре стал); там же по поручению императора Иоанна Ватацы Никифор организовал и возглавил философскую школу. Среди его первых учеников был Георгий Акрополит. По поручению императора Никифор с научной целью предпринял путешествие, собирая по всей территории бывшей империи замечательные богословские и научные сочинения. В 1240 г. император поручил Влеммиду воспитание своего сына, будущего императора Феодора Ласкариса. Несколько раз Никифор уклонялся от предлагаемых ему епископских кафедр, в том числе и от патриаршей, предпочитая всему монашескую жизнь и ученые занятия. В 1249 г. Никифор закончил строительство своего собственного монастыря, посвященного Богу Сущему в уединенной гористой местности в Имафиях, близ Эфеса. К этому моменту относится разрыв Никифора с императорским двором из-за обличения им связи императора с фавориткой Иоанна Ватацы Фриггой. Никифор в построенном им монастыре имел полную независимость и продолжал свои научные и педагогические труды. Сохранился ряд учебных пособий по разным дисциплинам (медицине, риторике, логике и другим), написанных Влеммидом, многие из которых потом стали учебниками для византийцев, а некоторые, переведенные на латынь, принесли ему известность и на Западе. Снова Влеммид оказался востребован властями когда в 1250 г. опять состоялись прения с латинянами о Filioque. В это время Никифор приходит к учению, которое стало не просто отвержением латинского Filioque, а православным конструктивным ответом на него. Это учение Влеммида в его толковании патриархом Григорием Кипрским будет впоследствии утверждено Влахернским собором 1285 г. В последние годы жизни Влеммид создал ряд важных сочинений по аскетике, написал правила монашеского жития и богословское сочинение «О вере», где кратко резюмировал свое учение о Троице. Также он оставил воспоминания о важнейших событиях своей жизни («Автобиографию»), где особо остановился на содержании прений с латинянами об исхождении Святого Духа.

Литература

Издания и переводы:

Nicéphore Blemmydès. Œuvres thé T. I / Intr., texte crit., trad. et notes par M. Stavrou. Paris, 2007. (SC, 517).

Nicéphore Blemmydès. Œuvres thé T. II / Intr., texte crit., trad. et notes par M. Stavrou. Paris, 2013. (SC, 558).

Nicephori Blemmydae Autobiographia sive Curriculum vitae necnon Epistula universalior / Ed. J. A. Munitiz. Turnhout; — Leuven, 1984. (CCSG, 13).

Nicephori Blemmydae Oratio prima demonstrans sanctorum testimoniis per Filium, et ex Filio Spiritum Sanctum dici. Ad Jacobum Bulgariae archiepiscopum // PG. 142.

Nicephoros Blemmydès: A Partial Account / Introduction, translation and notes J. A. Munitiz. Leuven, 1988. (Spicilegium Sacrum Lovaniense 48).

Nikephoros Blemmydes. Gegen die Vorherbestimmung der Todesstunde / Einl., Text, Übers. und Komm. von W. Lackner. Athen; Leiden, 1985. (Corpus Philosophorum Medii Aevi, 2).

Никифор Влеммид. Царская статуя / Пер. Л. С. Ряшко // Византийский временник. М., 2003. Т.62 (87).

Никифор Влеммид. Повествование о переговорах с латинянами об унии Церквей в 1234 г. («Автобиография» II, 25-40); Повествование о переговорах с латинянами об унии Церквей в 1250 г. («Автобиография» II, 50—60); Никифор Влеммид. Другие силлогизмы об исхождении Св. Духа Часть первая (аргументы 1—13). Учение о единосущии и перихорезе Лиц Св. Троицы / Пер. Д.И. Макарова // Д.И. Макаров. Мариология Феофана Никейского в контексте византийской богословской традиции VII – XIV вв. С приложением переводов трактатов Никифора Влеммида и св. Каллиста I Константинопольского. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2015.

 

Исследования

Барвинок В. И. Никифор Влеммид и его сочинения. Киев, 1911.

Барвинок В. И. Об обязанностях государей по воззрению Никифора Влеммида. Киев 1911. 

Жаворонков П. И. О философских взглядах Никифора Влеммида // Культура и общественная мысль. М. 1988. С. 94–99.

К истории споров по вопросу об исхождении Св. Духа / Пер. и подг. текста И. Е. Троицкого. СПб., 1889.

Макаров Д. И. Была ли поздняя триадология Никифора Влеммида традиционной? // Античная древность и средние века. 2013. Т. 41. С. 203-238.

Тоноян Л.Г. Никифор Влеммид и его "Логика" // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 15:4, 2014. 

Agapitos P. A. Blemmydes, Laskaris and Philes // Byzantinische Sprachkunst. Studien zur byzantinischen Literatur gewidmet Wolfram Hoerandner zum 65. Geburtstag / Hg. v. Martin Hinterberger und Elisabeth Schiffer. Berlin-New York, Walter de Gruyter, 2007 (Byzantinisches Archiv, 20), 6-19; Bildtafel I-II.

Lackner W. Anthropologische Themen in den Schriften des Nikephoros Blemmydes // L’Homme et son univers au Moyen Age. Actes du VIIe Congr. Int. de Philos. médiévale (30 août — 4 sept. 1982) / Ed. Wenin Ch. Louvain 1986. 1. (Philosophes Médiévaux. 26–27). Р. 247–251. 

Lourié B. Nicephorus Blemmydes on the Holy Trinity and the Paraconsistent Notion of Numbers: A Logical Analysis of a Byzantine Approach to the Filioque // Studia Humana. 2016. Vol. 5. No. 1. P. 40-54.

Makarov D. The thirteenth-century prerequisites of st. Gregory Palamas’ theology // Journal of Eastern Christian Studies. 2017. Vol. 9. No. 10. P. 99-112.

Munitiz J. A Reappraisal of Blemmydès' First Discussion with the Latins // Byzantinoslavica. 51, 1990. P. 20-26.

Munitiz J. Blemmydes' Encomium on St John Evangelist // Analecta Bollandiana. 107, 1989; 108, 1990.

Munitiz J. A. Blemmydes Revisited: The Letters of Nicephorus Blemmydes to Patriarch Manuel II // Porphyrogenita. Essays on the History and Literature of Byzantium and the Latin East in Honour of Julian Chrysostomides  / Ed. Ch. Dendrinos et al. Ashgate, 2003. 

Munitiz J. Hagiographical Autobiography in the 13th century // Byzantinoslavica. 53, 1992. P. 243-249.

Papadakis A. Crisis in Byzantium: The Filioque Controversy in the Patriarchate of Gregory II of Cyprus (1283-1289). 2-nded. Crestwood, New-York, 1997.

Polemis I. D. Nikephoros Blemmydes and Gregory Palamas // Gregorio Palamas e oltre. Studi e documenti sulle controversie teologiche del XIV secolo bizantino / A cura di A. Rigo. Firenze, 2004.

Rossum van, J. Athanasius and the Filioque: "Ad Serapionem" I, 20 in Nikephorus Blemmydes and Gregory of Cyprus // Studia Patristica. 32, 1997. P. 53-58.

Stavrou M. De la philosophie à la théologie: L’unité du projet épistémique de Nicéphore Blemmydès (1197—v. 1269) // Byzantine Theologians. The Systematization of their Own Doctrine and their Perception of Foreign Doctrines / Ed. A. Rigo, P. Ermilov. Roma, 2009.

Verhelst M. La tradition manuscrite de Nicéphore Blemmyde // Bulletin de Philosophie médiévale. 8—9, 1966—1967. Р. 111–118.

Автор статьи

Г.И. Беневич