Никифор Григора
род. в нач. 1290-х, ум. между 1358 и 1361
Никифор Григора – поздневизантийский гуманист, философ, богослов, агиограф, литератор, ритор, астроном, историк; антипаламит. В православной Церкви признается в качестве еретика. Григора родился в Ираклии Понтийской. Он получил первоначальное образование у своего дяди Иоанна еп. Ираклийского. В юности переехал в Константинополь, где изучал логику и риторику у будущего патриарха Иоанна Глики, а философию и астрономию у Феодора Метохита. Григора был известным в Константинополе преподавателем; после того как в 1328 г. Константинополь был захвачен Андроником III и были разграблены дом и библиотека Метохита, Григора стал вести уединенную жизнь. После диспута с Варлаамом Калабрийским в 1331/1332 г., описанном в диалоге «Флорентий» (диспут посвящен риторике, астрономии, грамматике и аристотелевским силлогизмам), Григора, победив Варлаама, возвращается к активной жизни. В 1334/1335 г. Григора выступил в качестве советника Синода по вопросу возобновления переговоров с латинянами; Григора, считавший, что в отношении триадологии невозможны необходимо значимые высказывания, убедил епископов не вступать в прения с католиками. С конца 1346 г. Григора начал участвовать в паламитских спорах, когда он стал нападать и писать против Григория Паламы и исихастов. В 1348 г. Григора публично полемизирует с Григорием Паламой в присутствии императора; в 1350 г. Григора публикует свой «Первый антирритик», направленный против Паламы. В 1351 г. Григора становится монахом. В том же году под председательством императора Иоанна VI Кантакузина состоялись соборы во Влахернском дворце в Константинополе, где в ходе напряженных дебатов были подписаны шесть догматических формулировок паламитского содержания и антипаламиты были окончательно осуждены. Анафематизм, касающийся Григоры, был вызван оскорблениями последнего в адрес Паламы; он появился в синодике г. Фессалоники. Григора активно критиковал паламитов и императора (особенно в своих письмах), за что его заключили под домашний арест в монастыре Хора, где он жил. После того как в 1354 г. Константинополь захватил Иоанн V Палеолог, заточение Григоры закончилось. В 1355 г. император Иоанн Палеолог устроил публичную дискуссию между Никифором Григорой и Григорием Паламой. В 1355/1356 г. Григора опубликовал «Второй антирритик» против Паламы. Через несколько лет Н. Г. умер; после его смерти, если можно верить его почитателю Иоанну Кипариссиоту (см.: PG 152, 733C–736A), враги Григоры влачили его тело по улицам Константинополя.
Литература
Издания и переводы:
Никифор Григора. История ромеев. В 3 т. / Пер. с греч. Р. В. Яшунского, вступ. ст. Л. Герд. СПб., 2013, 2014, 2016.
Никифор Григора // Книга еретиков / Сост., предисл., коммент. Д. Бирюкова. СПб.: Амфора; Изд-во РХГА, 2011. (Александрийская библиотека).
Никифор Григора. Первый антирретик (фрагменты); О всецелом и в себе существующем эйдосе, который созерцается одним лишь умом; Ромейская история (фрагменты) (пер. Д. С. Бирюкова, А. Ю. Волчкевич, Т. А. Щукина, П. Шалфеева // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2-х т. Т. 2 / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. М., СПб., 2009. (Византийская философия, т. 5; Smaragdos Philocalias).
Римская история Никифора Григоры, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1 (1204–1341) / Пер. П. Шалфеева. Рязань, 2004. (Византийская историческая библиотека).
Correspondance de Nicéphore Grégoras / Texte éd. et trad. par R. Guilland. Paris, 1927. Nicephori Gregorae historiae Byzantinae / Ed. L. Schopen, I. Bekker, Bonn: 1, 1829; 2, 1830; 3, 1855.
Antirrhetika I / Einl., Textausgabe, Übers. und Anm. von H.-V. Beyer, Wien, 1976. (Wiener Byzantinische Studien 12).
Nicephori Gregorae Epistulae / Ed. P.A.M. Leone. Vol. 1–2. Napoli, 1982.
Niceforo Gregora. Fiorenzo o intorno alla sapienza / Testo crit., introd., trad. e comm. a cura di P. L. M. Leone. Napoli, 1975.
Leone P.A.M. Nicephori Gregorae «Antilogia» et «Solutiones Quaestionum // Byzantion. 40, 1970. P. 471–516.
Paparozzi M. Gli Antirrhetici posteriores de Niceforo Gregoras. Milano, 1970–1971. (Diss., Univ. Cattolica del Sacro Cuore)
Исследования:
Бирюков Д.С. Тема причастности Богу в святоотеческой традиции и у Никифора Григоры // Георгий Факрасис. Диспут свт. Григория Паламы с Григорой Философом. Философские и богословские основания паламитских споров / Пер. с древнегреч. Д.А. Поспелова; отв. ред. Д.С. Бирюков. Святая гора Афон: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, М., 2009. (Smaragdos Philocalias). С. 113-173.
Бирюков Д.С. Никифор Григора // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2-х т. Т. 2 / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. М., СПб., 2009. (Византийская философия, т. 5; Smaragdos Philocalias).
Каждан А. П. Корабль в бурном море”: К вопросу о соотношении образной системы и исторических взглядов двух византийских писателей // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.
Красиков С. В. Идейная полемика в Византии 50–х гг. XIV в. (Николай Кавасила и Никифор Григора) // Античная древность и средние века. 28, 1997.
Красиков С.В. Византийское мышление: эрудиция против креативности? (Никифор Григора и Варлаам Калабрийский) // Античная древность и средние века. 31, 2000.
Красиков С.В. Божественная трансцендентность и императорская власть у Никифора Григоры // Античная древность и средние века. 33, 2002.
Красикова С.В. Метод анализа сочинений отцов церкви, предложенный Никифором Григорой в 1334/35 годах // Византийский временник. 62 (87), 2003.
Красиков С.В. К вопросу об идейной полемике с латинянами в Византии в 30–х гг. XIV в. // Античная древность и средние века. 30, 1999.
Красиков С.В. Описание Святой горы у Никифора Григоры и Ratio vicendi византийских интеллектуалов // Античная древность и средние века. 29, 1998.
Красиков С.В. Аподиктический силлогизм как метод катафатического богословия у Григория Паламы и Никифора Григоры // VERBUM. 3: Византийское богословие и традиции религиозно-философской мысли в России. СПб., 2000.
Beyer H.-V. Eine Chronologie der Lebensgeschichte des Nikephoros Gregoras // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 27, 1978.
Beyer H.-V. Nikephoros Gregoras als Theologe und sein erstes Auftreten gegen die Hesychasten // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 20, 1971.
Fryde E. The Early Palaeologan Renaissance (1261 – c. 1360). Leiden, 2000.
Guilland R. Essau sur Nicéphore Grégoras. L’homme et L’oevre. Paris, 1926.
Ierodiakonou K. The Anti-Logical Movement the Fourteenth Century // Byzantine Philosophy and its Ancient Sources. Oxford, 2002.
Lilla S. Eine neue (zum Teil eigenhändige) Handschrift des Nikephoros Gregoras // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 41, 1991. S. 277–282.
Mogenet J., Tihon A., Royez R., Berg A. Nicéphore Grégoras - Calcul de l’éclipse de soleil du 16 Juillet 1330 // Corpus des astronomes byzantins. Gleben, I, 1983.
Μόσχος Δ. Πλατωνισμὸς ἢ Χριστιανισμός; Oἱ φιλοσοφικὲς προΰποθέσεις τοῦ Ἀντιησυχασμοῦ τοῦ Νικηφόρου Γρηγορᾶ, 1293–1361. Ἀθηναι, 1998.
Moutsopoulos E. La notion de “kairisité” historique chez Nicéphore Grégoras // Actes du XIV Congrès international des études Byzantines. 2, 1975.
Paparozzi M. Nota sul perduto codice escorialense degli “Antirrhetici posteriores” di Niceforo Gregoras // Aevum. 48:3–4, 1974. P. 371–376.
Sevcenko I. Some autographs of Nicephore Gregoras // Zbornik radova. Vizantološki institut, VIII, 1964. P. 435-450.
Theodossiou E., Manimanis V., Dimitrijević M. The Greatest Byzantine Astronomer Nicephoros Gregoras and Serbs // Zbornik matice srpske za klasiane studije. 8, 2006.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.