Михаил Пселл

Михаил Пселл

1018 - 1097

Михаил Пселл (в миру Константин (по некоторым данным — Констант) Пселл) — византийский ученый-энциклопедист и государственный деятель XI века. М.П. родился в 1018 г. в семье константинопольского чиновника. Изучал риторику и философию под руководством Иоанна Мавропода. С 20 лет пребывал на государственной службе, занимая последовательно должности фемного судьи, нотария, асикрита, и в 1041 г. императорского секретаря. В 1042 г. Пселл был введен в синклит, приближен ко двору и стал одним из самых близких друзей императора Константина Мономаха, благоволившего к нему вплоть до своей кончины в 1055 г. Около 1044–1047 гг. император основал т. н. «Константинопольский университет» и назначил Пселла ипатом философов, т.е. главой «философского факультета». В царствование Мономаха философ получил титул вестарха и нажил солидный капитал. Около 1055 г. Пселл постригся в монахи и удалился в монастырь на Вифинском Олимпе. Однако уже в 1056 г. он вновь участвовал в государственной жизни. Состоял в посольстве, отправленном императором Михаилом VI Стратиотиком к мятежному Исааку Комнину. Пселл оставался приближенным всех последующих императоров — Константина X Дуки, Евдокии, Романа Диогена и Михаила VII Дуки (он был к тому же учителем последнего) — и деятельно участвовал практически во всех придворных интригах своего времени. Именно императоры являются адресатами многих богословских и философских сочинений Пселла. Именно им (особенно Константину Мономаху и владыкам из рода Дук) мы обязаны существованию «традиции Пселла» - традиции придворного богословия, к которой принадлежали непосредственно Иоанн Итал и Евстратий Никейский, опосредованно — монах Нил, Михаил Эфесский, Михаил Италик, а также более поздние мыслители. Придворное богословие противостояло богословию, укорененному в монашеской среде (Симеон Новый Богослов, Никита Стифат). Это отразилось и в текстах Пселла, и в его общественно-политической деятельности (наиболее яркий пример — борьба с патриархом Михаилом Кирулларием). Пселл сошел с политической сцены в 1076 г. Насчет даты смерти нет единого мнения. Наиболее вероятная датировка — 1097 г.

До нас дошел внушительный корпус писем Пселла, — важнейший источник для понимания историко-психологического климата в Византии XI в. К историческим трудам Пселла относится прежде всего «Хронография», в которой он по большей части на основании собственных воспоминаний описывает время от смерти Василия II Болгаробойцы (1025 г.) до начала царствования Михаила VII Дуки (начало 1070-х гг.); также к историческим сочинениям Пселла относится найденная только в 1970-х гг. «Краткая история». Пселл является автором целого ряда риторических сочинений: панегириков царственным особам и своим высокопоставленным друзьям, в частности Иоанну Мавроподу, энкомиев (матери, Симеону Метафрасту и др.), судебных выступлений (как обвинительных, так и апологий), надгробных слов, а также множества речей, произнесенных по более или менее значительным поводам. Сочинения Пселла по научным вопросам имеют форму трактата, диалога, поэтического произведения. Ученый занимался вопросами логики, физики, психологии, демонологии и даже военной науки. Некоторые сочинения являются пересказом прочитанных и усвоенных Пселлом книг, некоторые содержат вполне оригинальные суждения. Среди текстов Пселла особое место занимает трактат «О всеобщем учении», который представляет собой попытку охватить все области знания — от богословия до физики. От Пселла сохранилось множество мелких богословских сочинений. Каждое из них является толкованием на конкретное место из Священного Писания или из отцов Церкви, либо рассмотрением частной проблемы. Также сохранились принадлежащие Пселлу пространные поэтические толкования на Псалтирь и Песнь Песней. 

Литература

Издания и переводы:

Benakis L. Michael Psellos: Kommentar zur Physik des Aristoteles. Editio princeps. Einleitung, Text, Indices. Corpus Philosophorum Medii Aevi, Commentaria in Aristotelem Byzantina 5. Athens: Academy of Athens, 2008 (рецензия)

Duffy J.M. Michaelis Pselli philosophica minora I. Leipzig 1992.

Gautier P. Michaelis Pselli Theologica I. Leipzig 1989.

O'Meara D.J. Michaelis Pselli philosophica minora II. Leipzig 1989.

Westerink L.G., Duffy J.M. Theologica Michaelis Pselli II. München–Leipzig 2002.

Михаил Пселл. Богословские сочинения / Перевод с греческого, предисловие и примечания архим. Амвросия (Погодина). СПб., 1998.

Михаил Пселл. Каково различие сочинений, из коих одно повествует о Хариклии, а другое – о Левкиппе / Пер.  с греч.: Н.В.Брагинская // Брагинская Н.В. Влажное слово: Византийский ритор об эротическом романе. М.: РГГУ, 2003.

Михаил Пселл. О всеобщем учении (фрагменты), Из богословских сочинений (фрагменты) (пер. Т. А. Щукина) // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия в 2-х томах (Smaragdos Philocalias; Византийская философия: т. 4-5). М., СПб.: Никея — РХГА, 2009. Т. 2. С. 313-320.

Михаил Пселл. О сочетании частей речи; Обзор риторических идей; Ипертима Пселла слово, составленное для вестарха Пофоса, просившего написать о богословском стиле. Сравнение Еврипида с Писидой (спросившему, кто лучше писал стихи, Писида или Еврипид) / Пер.  с греч.: Т.А.Миллер // Античность и Византия. М.: Наука, 1975.

Михаил Пселл. О военном строе / Пер.  с греч.: А.К. Нефёдкин // Para Bellum. 1998. №6. 

Михаил Пселл. О всяческой науке; О стиле некоторых сочинений; Письма; Письмо монаху Иоанну Ксифилину, ставшему патриархом; Похвала Италу; Хронография: [Фрагменты]  / Пер.  с греч.: Т.А.Миллер // Памятники византийской литературы IX – XIV веков. М.:  Наука, 1969.

Михаил Пселл. О тайной вечери, что она произошла за день до законной Пасхи или в 13-й день Луны // Бармин А.В. Сочинение «О Тайной вечере» Михаила Пселла // Византийский Временник. Том 71 (96), 2012. С. 230-239. [издание греческого текста; русский перевод; исследование]

Михаил Пселл. Обвинительная речь против Михаила Кируллария / Пер.  с греч.: П.В.Безобразов  // Журнал министерства народного просвещения. – СПб., 1889. – Ч. 265.

Михаил Пселл. Похвальное слово Симеону Метафрасту // Воронежские епархиальные ведомости. Воронеж, 1872.

Михаил Пселл. Хронография / Перевод и прим. Любарского Я.Н. М.:Наука, 1978. (2-е изд.: СПб.: Алетейя, 2003).

Михаил Пселл. Фрагменты сочинений // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах / Сост., ст. к разделам и коммент.: В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш. М.: АО "Аспект Пресс", 1994. Т. 1.

Михаил Пселл. Фрагменты сочинений // Антология мировой философии. М.: Мысль, 1969. Т.1. Ч. 2.  

Михаил Пселл. Фрагменты сочинений // Историки и история. Жизнь. Судьба. Творчество. М.: Остожье, 1997.

Михаил Пселл. Фрагменты сочинений // История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5–ти томах. Т.1: Античность, Средние века, Возрождение. М.: Искусство, 1962. 

Михаил Пселл. Фрагменты сочинений // Идеи эстетического воспитания. Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. М.: Искусство, 1973.

 

Исследования:

Бармин А. В. Сочинение «О Тайной вечере» Михаила Пселла // Византийский Временник, № 71. 2012. С. 230–239.

Брагинская Н.В. Влажное слово: Византийский ритор об эротическом романе. М.: РГГУ, 2003.

Вальденберг В.Е. История византийской политической литературы в связи с историей философских течений и законодательства. Науч. конс.: Медведев И. П.; Подгот. изд.: Земскова В. И. С.-Пб.: Дмитрий Буланин, 2008.

Вальденберг В. Философские взгляды Михаила Пселла // Византийский сборник. М.; Л., 1945.

Гаврюшин Н.К. Византийская космология в XI веке // Историко–астрономические исследования. М., 1983. Вып. 16. 

Герцман Е.В. Музыкально–теоретические знания Михаила Пселла // Византийский временник. М.,  1993. Т. 54.

Две книги о Михаиле Пселле: П.В.Белобразов. Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл и Я.Н.Любарский. Михайл Пселл: личность и творчество. Аллетейя, 2001.

Иванов И. О современном издании богословских сочинений византийского монаха Михаила Пселла  - «Theologica» // Христианское чтение. 5, 2016.

Ларионов А. В. Демонология Михаила Пселла и диалог “О действиях демонов” (атрибуция и сравнительный анализ) // Мир Византии. Проблемы истории Церкви, армии и общества, Волгоград, 2011. С. 5–27.

Ларионов А. В. Михаил Пселл как богослов и историк Церкви // Мир Православия, № 6. Волгоград. 2006. С. 91–110.

Литаврин Г.Г. Пселл о причинах последнего похода русских на Констатинтинополь // Византийский временник. М.,  1967. Т. 27.

Любарский Я.Н. Византийские историки и писатели: Сборник статей. СПб.: Алетейя, 1999 . 

Любарский Я.Н. Византийский монах XI в. Илья (по материалам переписки Михаила Пселла) // Античная древность и средние века. Свердловск: Уральский университет,  1973. Вып. 10.

Любарский Я.Н. Византийцы о "двигателях истории": (К проблеме идейных течения XI века) // Общественное сознание на Балканах в средние века. Калинин, 1982.

Любарский Я.Н. Внешний облик героев Михаила Пселла ( к пониманию художественных возможностей византийской историографии) // Византийская литература. – М.: Наука, 1974. 

Любарский Я.Н. Исторический герой в “Хронографии” Иоанна Малалы // Кавказ и Византия. Ереван, 1988. Вып. 6.

Любарский Я.Н. Исторический герой в “Хронографии” Михаила Пселла // Византийский временник. М.,  1972.  Т. 33.

Любарский Я.Н. Литературно-эстетические взгляды Михаила Пселла // Античность и Византия. М.: Наука, 1975.

Любарский Я.Н. Михаил Атталиат и Михаил Пселл (опыт короткого сопоставления) // Византия и средневековый Крым (Античная древность и средние века. Екатеринбург: Уральский университет,  1992. Вып. 26).

Любарский Я.Н. Михаил Пселл в византинистике последнего двадцатилетия // Μοσχοβία. Проблемы византийской и новогреческой филологии. Т. 1.М., 2001.

Любарский Я.Н. Михаил Пселл и Григорий Назианзин // Византиноведческие этюды. Тбилиси, 1978.

Любарский Я.Н. Михаил Пселл: Личность и мировоззрение (Некоторые итоги и проблемы изучения) // Византийский временник. М.,  1969. Т. 30.

Любарский Я.Н. Пселл в отношениях с современниками (Иоанн Мавропод, Иоанн Ксифилин, Константин Лихуд) // Палестинский сборник. 1971. Вып. 23 (86).

Медведев И.П. Малоизвестный проект первого издания "Хронографии" Михаила Пселла // Византийский временник.  М.,  2001. Т.60 (85).

Миллер Т.А. Михаил Псёлл и Дионисий Галикарнасский // Античность и Византия. М.: Наука, 1975.

Павленко Л.В. Жанровые формы античной научно–педагогической литературы у византийских христианских писателей: От Плутарха к Василию Великому и Михаилу Пселлу // Христианство и мир. Самара, 2000.

Попова Т.В. Византийская эпистолография // Византийская литература. М.: Наука, 1974.  С.207–212.

Сокурова Н.И. О значении имплицитной информации в средневековом энхиридии Михаила Пселла “Обозрение законов” (историко – педагогический аспект) // Историческая наука и историческое образование на рубеже XX–XXI столетий. Четвертые всероссийские историко–педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.

Щукин. Т. Задача с неизвестными: исторический контекст «Богословских слов» Симеона Нового Богослова // EINAI. Том 4, № 1/2 (7/8) 2015.

Щукин Т.А. Михаил Пселл // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия в 2-х томах (Smaragdos Philocalias; Византийская философия: т. 4-5). М., СПб.: Никея — РХГА, 2009. Т. 2. С. 300-312

Щукин Т.А. Мыслитель, который оживил философию: значение Михаила Пселла для византийской интеллектуальной традиции // ESSE: Философские и теологические исследования. Том 2 № 1/2 (3/4) 2017.

Щукин Т.А. Триадология Иоанна Дамаскина в интерпретации Михаила Пселла (на примере 1-й главы трактата «О всеобщем учении») // Вестник русской христианской гуманитарной академии. 2011. № 12. Вып. 4.

Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета: IX – XV вв. М.: Наука, 1978. 

Хохлова С.В. Трактовка военных мятежей при Васили II в “Хронографии” Михаила Пселла // Историческая мысль в Византии и на средневековом Западе. Иваново: Ивановский гос. ун–т, 1998. 

Benakis L. Studien zu den Aristoteles-Kommentaren des Michael Psellos. I. Teil: Ein unedierter Kommentar zur Physik des Aristoteles von Michael Psellos // Archiv für Philosophie 43 (1961). S. 215–238; II. Teil: Die aristotelischen Begriffe Physis, Materie, Form nach Michael Psellus // Archiv für Philosophie 44 (1962). S. 33–61.

Bevegni C. Review of: Westerink, L. G. and J. M. Duffy (eds.), Michael Psellus. Theologica II (Bibliotheca Scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana; Munich and Leipzig: K. G. Saur, 2002) // Byzantiniche Zeitschrift, № 96. 2003. P. 800–801.

Chrestou K. P. Ἡ ἐπίδραση τοῦ Πρόκλου Διαδόχουστό φιλοσοφικὸ ἔργο τοῦ Μιχαὴλ Ψελλοῦ. Ὁ Θεός καί ὁ νοητός κόσμος // Βυζαντινά, № 25. 2005. С. 117–175.

Chrestou K. P. Ἡ ἐπίδραση τοῦ Πρόκλου Διαδόχου στό φιλοσοφικό ἔργο τοῦ Μιχαήλ Ψελλοῦ. Ὁ κόσμος τῆς γενέσεως καί τῆς φθορᾶς, Ἐπιστημονική Ἐπετηρίδα Θεολογικῆς Σχολῆς // Τμῆμα Ποιμαντικῆς καί Κοινωνικῆς Θεολογίας, № 10. 2005. S. 13–74.

Dennis G. T. An Anti-Latin Essay of Psellos Revisited // Orientalia Christiana Periodica, № 68. 2002. P. 467–474.

Duffy J. Hellenic Philosophy in Byzantium and the Lonely Mission of Michael Psellos // Byzantine Philosophy and its Ancient Sources / Ed. by K. Ierodiakonou. Oxford — New York. 2002. P. 139–156.

Joannou P.P. Christiche metaphysic in Byzanz: Die Illuminationslehre des Michael Psellos und Joannes Italos. Ettal, 1956.

Kaldellis A. The Date of Psellos’ Theological Lectures and Higher Religious Education in Constantinople // Byzantinoslavica, № 68. 2005. С. 143–151.

Karahalios G. The philosophical trilogy of Michael Psellos: God-Kosmos-Man. Diss. Heidelberg 1970.

Ierodiakonou K. Psellos' Paraphrasis on Aristotle's «De interpretatione» // Byzantine Philosophy and its Ancient Sources. New York 2006. P. 157-181.

Jenkins D. Psellos’ Conceptual Precision / Reading Michael Psellos / Edited by Charles E. Barber and David Jenkins. Leiden: Brill NV, 2006, 131-152.

Joanno C. Les Byzantins et la seconde sophistique: étude sur Michel Psellos // Revue des Etudes Byzantines, № 122. 2009. Р. 113–144.

Lauritzen F. L’ortodossia neoplatonica di Psello // Rivista di Studi Bizantini e Neoellenici, № 47. 2010. Р. 285–291.

Lauritzen F. Psellos the hesychast: a neoplatonic reading of the Transfiguration on Mt Tabor // Byzantinoslavica, № 70. 2012. Р. 167–180.

Lauritzen F. Stethatos’ Paradise in Psellos’ ekphrasis on Mt Olympos // Византийский Временник, № 70. 2011. С. 139–151.

Lauritzen F. Students of Pindar and Readers of Mitylenaios // Byzantion. 2010. Р. 188–196.

Lourié B. Michel Psellos contre Maxime le Confesseur: l’origine de l’«hérésie des physéthésites» // Scrinium. Revue de patrologie, d’hagiographie critique et d’histoire ecclésiastique, 4 (2008). P. 201-227.

Panagopoulos S. P., The philosophical contribution of a homo byzantinus: The De omnifaria doctrina of Michael Psellus (1017/1018-1078 AD)”// De Medio Aevo 5.1 2014. P. 169–178.

Tatakis B. Byzantine Philosophy. Indianopolis, 2003.

Viglas K. Οι απόκρυφες γνώσεις του Μιχαήλ Ψελλού // ΤΑ ΙΣΤΟΡΙΚΑ, Περιοδική Έκδοση Ιστορικών Σπουδών 26.50. 2009. С. 157–184.

Zervos C. Un Philosophe néoplatonicien du XIe siècle Michel Psellos. Paris 1920.

Автор статьи

Тимур Щукин

Добавить комментарий