Иоанн Кантакузин

Иоанн Кантакузин

Ок. 1295 - 1383

Иоанн Кантакузин

Иоанн Кантакузин - византийский император и писатель. Был сыном крупного пелопонесского чиновника. Он воспитывался вместе с будущим императором Андроником III. Наставником Иоанна Кантакузина и Андроника был сенатор Константин Палама, отец Григория Паламы. Кантакузин быстро сделал карьеру чиновника, и еще не достигнув 25 лет, он получил титул великого доместика.  В 1321 г. в Византии началась война между императором Андроником II и его внуком Андроником III. Кантакузин встал на сторону последнего и значительно помогал ему финансово. Когда Андроник III выиграл войну и стал императором, Иоанн Кантакузин стал вторым человеком в государстве. Также Кантакузин стал заметным человеком в интеллектуальной жизни Византии своего времени, находясь в общении со всеми значительными философами и богословами. Кантакузин страстно любил книги; он был меценатом и поддерживал интеллектуалов. Так, он заказал Никифору Григоре комментарий к произведению Синесия Киренского «О сновидениях». Также он способствовал организации диспута между будущими антипаламитами Варлаамом Калабрийским и Никифором Григорой в своем доме зимой 1331/32 г. На соборе 1341 г., собранном в ходе паламистких споров, Иоанн Кантакузин поддержал Григория Паламу и исихастов.  

После того, как летом 1341 г. император Андроник III умер, Иоанн Кантакузин объявил себя регентом при малолетнем императоре Иоанне V Палеологе. Это явилось поводом для гражданской войны между ним и партией императрицы Анны Савойской и патриарха Иоанна Калеки. Это противостояние отражалось и на паламитских спорах: императрица и патриарх Иоанн Калека поддерживали антипаламитскую партию; к ним был близок антипаламит Григорий Акиндин. Тогда как Кантакузин поддерживал Паламу. В ноябре 1344 г. Палама был осужден синодом, созванным Иоанном Калекой. Вскоре Калека рукоположил Акиндина в диаконы, а затем во иереи, и стал активно рукополагать епископов-антипаламитов. В 1345 г. политическое значение Кантакузина возросло, а в 1346 г. произошла его коронация. Вскоре патриарх Иоанн Калека был низложен и Григорий Палама реабилитирован. 8 февраля 1347 г. собор под председательством императора Иоанна Кантакузина издал томос, содержащий осуждения Варлаама Калабрийского и Григория Акиндина, и осуждающий Иоанна Калеку. В 1354 г. Иоанн V Палеолог, ставший к тому времени зятем Кантакузина, поднял восстание, и Кантакузин, политический авторитет которого к тому времени был весьма мал, опасаясь новой гражданской войны, отрекся от престола и принял монашеский постриг с именем Иоасаф. В этот период Кантакузин начал свою литературную деятельность. После отречения Кантакузин сохранил значительное влияние при дворе и продолжил активно участвовать в политических и богословских спорах. Так, он участвовал в диспуте с папским легатом Павлом об унии Православной и Католической Церквей, состоявшемся в 1367 г. Отстаиваемая Кантакузиным позиция такова, что такое объединение Церквей возможно на основе согласия, которое можно достичь только в случае созыва нового Вселенского Собора.

Важнейшим сочинением Кантакузина является «История ромеев», законченная в середине 1360-х гг. Она представляет собой своеобразную апологию его деятельности. Также Кантакузин создал ряд богословских и публицистических сочинений: «Беседа с папским легатом Павлом», посвященная возможному объединению Церквей на основе нового Вселенского собора, «Опровержения Прохора Кидониса», «Девять Слов против иудеев», «Против ислама», «Четыре слова против магометан», «Против Иоанна Кипариссиота», «Против Исаака Аргира о семи духах», «О Фаворском свете», «Главы в защиту учения Григория Паламы».

Литература

Издания и переводы:

Contra Barlaam et Acindynum, sub ficto nomine Christodulo monachi // Patrologia Graeca. 154.  Col. 693-710. 

Contra Mahometem orationes quatuor // Patrologia Graeca. 154. Col. 584-692.

Contra sectam Mahometicam pro Christiana religione Apologiae quatuor, ex editione Basileensi anni 1543, apud Joannem Oporinum // Patrologia Graeca. 154. Col. 371-584.

Darrouzès J. Lettre inédite de Jean Cantacuzène relative à la controverse palamite // Revue des Études Byzantines. 1959. Vol. 17. P. 7-27.

Ioannes Cantacuzenus. Refutationes duae Prochori Cydonii et Disputatio cum Paulo patriarcha latino epistulis septem tradita, nunc primum editae / Ed. E. Voordeckers, F. Tinnefeld. Turnhout, Leuven, 1987.

Ioannis Cantacuzeni eximperatoris historiarum libri IV / Ed. L. Schopen. T.1–3. Bonn, 1828, 1831, 1832. (Corpus scriptorum historiae Byzantinae).

Иоанн Кантакузин. Беседа с папским легатом. Диалог с иудеем и другие сочинения / Пер. Г. М. Прохорова. СПб., 1997.

Mercati G. Notizie di Procoro e Demetrio Cidone, Manuele Caleca e Teodoro Meliteniota ed altri appunti per la storia della teologia e della letteratura bizantina del secolo XIV. Vat., 1931. P. 274-275.

Meyendorff J. Projets de Сoncile Oecumenique en 1367: Un dialogue inédit entre Jean Cantacuzène et le légat Paul // Dumbarton Oaks Papers. 1960. Vol. 14. P. 147-177. [ = Idem. Byzantine Hesychasm: Historical, Theological and Social Problems. L., 1974.]

Прохоров Г.М. Иоанн Кантакузин. Диалог с иудеем. Слово второе. (Славянский XIV в. и современный переводы) // Труды Отдела древнерусской литературы. Л.: Наука,  1988. Т. 42.

Прохоров Г. М. Публицистика Иоанна Кантакузина 1367-1371 г. // Византийский Временник. 1969. Т. 29. С. 318-341.

Soteropoulos Ch. G. Ἰωάννου Καντακουζηνοῦ, Κατὰ Ἰουδαίων λόγοι ἐννέα. Ἀθήνα 1983.

Хрисовул императора Иоанна Кантакузина о восстановлении единства митрополии Киевской и всея Руси // Иоанн Мейендорф. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV в. Paris, 1990.

 

Исследования:

Бибиков М. В. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси. М.: Языки славянской культуры, 2004. (Studia Philologica). С. 296–299.

Досталова Р. Византийская историография (характер и формы) // Византийский временник. М.,  1982. Т. 43.

Завражин В.Н. Внешнеполитическая деятельность Иоанна Кантакузина в свете теории византийского эйкуменизма: По материалам «Истории» Иоанна Кантакузина // Политические деятели античности, средневековья и нового времени. Ленинград, 1983.

Макаров Д. И. Слава Божия или слава ангелов?: Некоторые аспекты полемики об ангелах на третьем этапе исихастских споров // ΣΤΡΑΤΗΓΟΣ: Сб. ст. в честь В. В. Кучмы. Армавир, 2008. С. 71-94.

Медведев И.П. К вопросу об источниках «Жизнеописания Иоанна Кантакузина» // Византийский временник. М.,  1974. Т. 36.

Поляковская М.А. Димитрий Кидонис и Иоанн Кантакузин: (К вопросу о политической концепции середины XIV в.) // Византийский временник. М.,  1980. Т. 41.

Флоринский Т.Д. Андроник Младший и Иоанн Кантакузин. Очерк истории Византии во второй четверти XIV века // Журнал министерства народного просвещения. СПб., Ч. CCIV, 1879.

Флоринский Т.Д. Политическая и культурная борьба на греческом Востоке в первой половине XIV века. Киев, 1883.

Guran P. Jean VI Cantacuzène, l'hésychasme et l'empire. Les miniatures du codex Parisinus graecus 1242 // L'empereur hagiographe: Culte des saints et monarchie byzantine et post-byzantine / Ed. P. Guran, B. Flusin. Bucur., 2001. P. 73-121.

Hinterberger M. Die Affäre um den Mönch Niphon Skorpios und die Messalianismus-Vorwürfe gegen Kallistos I. // Gregorio Palamas e oltre: Studi e documenti sulle controversie theologiche del XIV secolo bizantino / A cura di A. Rigo. Firenze, 2004. P. 211-248.

Jugie M. Theologia dogmatica christianorum orientalium ab Ecclesia Catholica dissidentium. P., 1933. T. 2.

McGuckin J. A. The Transfiguration of Christ in Scripture and Tradition. Lewiston (N. Y.), 1986.

Meyendorff J. Byzantine Views of Islam // Dumbarton Oaks Papers. 1964. Vol. 18. P. 113-132.

Mondrain B. L'ancien empereur Jean VI Cantacuzène et ses copistes // Gregorio Palamas e oltre: Studi e documenti sulle controversie theologiche del XIV secolo bizantino / A cura di A. Rigo. Firenze, 2004. P. 249-298.

Nicol D. M. The Reluctant Emperor: A Biography of John Cantacuzene, Byzantine Emperor and Monk, c. 1295-1383. Cambridge, 1996.

Podskalsky G. Theologie und Philosophie in Byzanz: Der Streit um die theol. Methodik in der spätbyzant. Geistesgeschichte (14./15. Jh.), seine systemat. Grundlagen und seine hist. Entwicklung. Münch., 1977.

Tinnefeld F. Ein Text des Prochoros Kydones in Vat. gr. 609 über die Bedeutung der Syllogismen für die theologische Erkenntnis // Philohistôr: Miscellanea in honorem C. Laga septuagenarii / Ed. A. Schoors, P. Van Deun. Leuven, 1994. P. 515-527.

Todt K.-P. Kaiser Johannes VI. Kantakuzenos und der Islam: Politische Realität und theol. Polemik im Palaiologenzeitlichen Byzanz. Würzburg, 1991. 

Todt K.-P. The Theological Works of Emperor John VI Kantakouzenos (ca. 1295-1383) // XXe Congrès Intern. des Études Byzantines: Pré-actes. P., 2001. Vol. 3. 

Weiss G. Joannes Kantakuzenos – Aristokrat, Staatsmann, Kaiser und  Mönch – in der Gesellscaftsentwicklung von Byzanz im 14. Jahrhundert. Wiesbaden, 1969.