Григорий Палама
ок. 1295 - 14 ноября 1357 г.
Григорий Палама – византийский мыслитель, автор «паламитского синтеза». Родился в Константинополе в семье, относящейся к аристократическому роду. Отец Паламы, Константин Палама, был сенатором; ему на воспитание был отдан внук императора Андроника II, будущий император Андроник III, оказывавший впоследствии поддержку Паламе. Палама получил классическое образование. Учась, вероятно, в императорском университете, изучал грамматику, риторику, физику, логику и «аристотелевские науки», в чем достиг успехов. Учителем Паламы в плане светских наук был Феодор Метохит. Выйдя из юношеского возраста, Палама уезжает на Афон, где становится учеником Никодима Ватопедского, живя неподалеку от Ватопедского монастыря. Через два с лишним года П. принял монашеский постриг. После смерти Никодима Палама поселился в Лавре св. Афанасия и прожил там три года, после чего он удалился в пустынь Глоссия, где подвизался под руководством исихаста Григория. Спустя два года Палама перебрался в Фессалоники, где принял священный сан. Оттуда он удалился в пустынь около г. Веррии, где вел подвижнический образ жизни и занимался умной молитвой. В Веррии Палама познакомился с Григорием Акиндином . Покинув спустя пять лет пустынь, Палама возвратился на Афон и удалился в скит в пустыни св. Саввы, где продолжал вести подвижническую жизнь. Там Палама начал заниматься писательской деятельностью. В 1335 г. Палама начал полемизировать с Варлаамом Калабрийским в связи с дискуссиями с латинянами. В начале 1337 г. Варлаам, познакомившись в Фессалониках с монахами-исихастами и ознакомившись с исихасткими сочинениями о молитве, составил несколько трактатов, в которых обвинял исихастов в мессалианстве, а в 1338 г. он подал на них жалобу в Синод, а также Константинопольскому патриарху Иоанну Калеке. Палама встал на защиту исихастов и написал трактат «Триады в защиту священнобезмолвствующих». После того как Варлаам Калабрийский издал новую редакцию антиисихастских трактатов «Против мессалиан», Палама добился одобрения и подписания авторитетнейшими афонскими монахами т. н. «Святогорского томоса», в котором были осуждены идеи Варлаама. В 1341 г. в Константинополе собрался собор, на котором рассмотрены антиисихастские сочинения Варлаама, в результате чего была признана его неправота в плане того, что он считал Фаворский свет тварным, а также в плане его критики, направленной на практику Иисусовой молитвы. Также на соборе был подписан томос, в котором запрещалось устное или письменное обсуждение спорных вопросов. После осуждения Варлаама против Паламы стал выступать Григорий Акиндин, поводом для чего стало то, что Палама, защищая исихастов, вел речь о нетварных Божественных энергиях, отличных от Божественной сущности, и говорил об энергиях как о «низшем божестве» (θεóτης ὑφειμένη), в его отличии от высшего – Божественной сущности. Палама несколько раз публично полемизировал с Акиндином и, в конце концов, в июле 1341 г. в Константинополе собрался собор, на котором Акиндин был осужден. В 1341–1342 гг. Палама написал ряд важных трактатов, в которых он развивает учение о различии между сущностью Бога и Его энергиями. Издав эти сочинения, Палама нарушил положение томоса, запрещающее обсуждать спорные богословские вопросы. Это позволило Акиндину, при поддержке Константинопольского патриарха Иоанна Калеки, опять начать критиковать Паламу, благодаря чему Палама претерпел гонения. В июне 1342 г. Синод постановил уничтожить все сочинения Паламы, созданные после июля 1341 г.; Паламу несколько раз заключали под стражу. В 1346 г. против Паламы выступил византийский гуманист и богослов Никифор Григора, с критикой его учения о различении Божественной сущности и энергий. После низложения Иоанна Калеки Палама был реабилитирован. В 1347 г. собор под председательством императора Иоанна Кантакузина издал томос, подтверждающий осуждения Варлаама и Акиндина и осуждающий Иоанна Калеку. Вскоре Палама был рукоположен в митрополита Фессалоникийского. На Константинопольских соборах 1351 г. было окончательно провозглашено учение Паламы, повторены анафемы на противников паламизма и осужден Никифор Григора; анафемы, провозглашенные на этом соборе, были внесены в Синодик православия. В 1351 г. Палама занял свою кафедру в Фессалониках. В 1354 г. Палама был захвачен турками и пробыл у них в плену около года.
Издания:
Γρηγοριου του Παλαμα Συγγραμματα, Επιμ. Π.Κ. Χρηστου, Θεσσαλονικη, Τ. 1, 1962; Τ. 2, 1966; Τ. 3, 1970; Τ. 4, 1988; Τ. 5, 1992; Τ. 6, 2015
Nadal J. S. La rédaction première de la Troisième lettre de Palamas à Akindynos // Orientalia Christiana Periodica. 40, 1974. Pp. 233–285
Переводы:
Антилатинские сочинения. Два аподиктических слова об исхождении Святого Духа. Против Векка / Пер. с греч. и прим. архим. Нектария (Яшунского). Краснодар: Текст, 2006. [Трактаты: Первое Слово блаженнейшего архиепископа Солунского Григория Паламы о том, что Святой Дух исходит только от Отца, а не и от Сына; Его же второе слово об исхождении Святого Духа, показывающее, что оно не совершается и от Сына, и на приводимое латинянами из божественного Писания якобы в оправдание себе; Его же контраргументы, написанные в форме комментариев к комментариям Векка в защиту латинян на полях собранных им цитат из Писаний, показывающие нечестие этих комментариев и их противоречие собранным речениям святых]
Антирретики против Анкиндина / Пер. Р.В. Яшунского. Краснодар, 2010.
Беседы (Омилии) / Пер. с греч.: архим. Амвросий (Погодин). М.: Паломник, 1993. Ч. 1–3.
Веома смерноj међу монахињама Ксении: о страстима и врлинама и о плодовима умног тиховања / Превео Jустин Поповић // Житиjа светих. Новембар. Београд, 1977.
Десятисловие христианского законоположения / Пер. Т.А. Миллер // Альфа и Омега. 2(16), 1998.
Мейендорф И. Ф. Письмо к Акиндину св. Григория Паламы // Православная мысль. 10, 1955. Рр. 113–126; Свт. Григорий Палама. Трактаты / Пер. с греч. и прим. архим. Нектария (Яшунского). Краснодар, 2007.
[Молитвы:] После хиротонии, Пред вратами града, При нашествии языка, В бездождии // Валентин Асмус, прот. Святитель Григорий Палама и императорская власть // Богословский сборник. 11, 2003.О божественном и обоживающем причастии, или о божественной и сверхъестественной простоте / Пер. Е. Начинкина // Вестник Русского Христианского Гуманитарного Института. СПб. 1, 1997.
Ответ Павлу Асеню / Пер. Н. Холмогоровой под ред. Ю. Казачкова // Альфа и Омега. 2-3(9-10), 1996.
Письмо к Акиндину, посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина // Православная мысль Вып. 10. Париж: Имка-пресс, 1955.
Полемика с Акиндином [1-й Антирритик] / Издание подготовил А. Г. Дунаев. Святая гора Афон, 2009.
Слово на житие прп. Петра Афонского / Пер. с древнегреч. А. Ю. Волчкевич и А. О. Крюковой; науч. ред. Д. А. Поспелов. Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, 2007.
Прохоров Г. М. Прение Григория Паламы “с хионы и турки” и проблема “жидовская мудрствующих” // Труды отдела древнерусской литературы. 27, 1972.
Св. Григория Паламы, митр. Солунского, три творения, доселе не бывшие изданными / Греч. текст и рус. пер. еп. Арсения (Иващенко). Новгород, 1895. [Послание к монахам Иоанну и Федору; Беседа на Еванг. от Луки в пятую неделю, на слова Лук. 16, 19; Беседа на Ев. от Лук. в шестую неделю, на слова Лук. 8, 27]
Святителя Григория Паламы Святогорский Томос в защиту священнобезмолвствующих, против тех, кто, не имея опыта, не веря святым, отвергает неописуемые таинственные действования (энергии) Духа, которые действуют в живущих по Духу и обнаруживают себя деятельно, а не доказываются рассуждениями / Пер. Т. А. Миллер // Альфа и Омега. 3 (6), 1995.
Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы (главы 1–63) / Пер. А. И. Сидорова // Богословские труды. 38, 2003.
Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы (главы 64–150) / Пер. А. И. Сидорова // Богословские труды. 39, 2003.
Трактаты / Пер. архимандрита Нектария (Яшунского). Краснодар, 2007 [Трактаты: В скольких значениях [понимается] божественное соединение и разделение, и [также о том] что мы научены [понимать] различие в Боге не по ипостасям только, но и по общим [для них] выступлениям и энергиям, и что мы прияли сообразно каждому соединению и разделению помышлять Его нетварным, хотя бы то и не нравилось Варлааму и Акиндину; Апология пространнейшая к думающим, будто тем, что святые боготворящий дар Духа, коего Бог по сущности является высшим, называют не только нетварным обожением, но и божественностью, указывается на двух богов, или О божественных энергиях и их причастии;
О божественном и боготворящем причастии, или О божественной и сверхъестественной простоте; Собеседование православного с варлаамитом, подробно опровергающее варлаамитское заблуждение; Собеседование православного Феофана с возвратившимся от варлаамитов Феотимом, или О божественности и о том, что в ней причаствуемо, а что непричаствуемо; О том, что Варлаам и Акиндин являются дихотомитами, воистину худо и безбожно на две неравные божественности рассекающими одну].
Триады в защиту священнобезмолвствующих / Пер., послесл. и комм. В. Вениаминова [В. В. Бибихина]. М., 2003.
Экономцев И. Н. “Письмо своей Церкви” святителя Григория Паламы // Богословские труды. Юбилейный сборник “Московская Духовная Академия — 300 лет”. 1985.
Des saints et terribles mystères du Christ (Homélie) // Contacts. 1980. 32(111)
“Dialogue Between an Orthodox and a Barlaamite” by Saint Gregory Palamas / Transl. Ferweda R., introd. Denning-Bolle S. J. Binghamton University; Brigham Young University; Pontificia Universitas Lateranensis, 2000.
Homélies. Douze homélies pour les Fêtes / Introd., trad. J. Cler. Paris, 1987.
Omelie sulla Trasfigurazione / Intr., trad. e note a cura di А. Rigo. Magnano, 1993.
Разговор между православния Теофан и отвърналия се от варлаамитите Теотим // Архив за средновековна философия и култура. 4, 1997.
The Declaration of the Holy Mountain in Defense of Those who Devoutly Practise a Life of Stilness // Philokalia, 4.
The Triads / Ed., introd. Meyendorff J., transl. Gendle N., pref. Pelikan J. N. Y. 1983.
The one hundred and fifty chapters / Crit. ed., transl., study Sinkewicz R. E. Toronto 1988.
Исследования:
Бирюков Д.С. Тема причастности Богу в святоотеческой традиции и у Никифора Григоры // Георгий Факрасис. Диспут свт. Григория Паламы с Григорой Философом. Философские и богословские основания паламитских споров / Пер. с древнегреч. Д.А. Поспелова; отв. ред. Д.С. Бирюков. Святая гора Афон: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, М., 2009. (Smaragdos Philocalias). С. 113-173;
Бирюков Д.С. О диспуте свт. Григория Паламы с Никифором Григорой и его изложении Факрасисом // Там же, с. 17-21.
Бирюков Д.С. Св. Григорий Палама // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2-х т. Т. 2 / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. М., СПб., 2009. (Византийская философия, т. 5; Smaragdos Philocalias).
Василий (Кривошеин), монах. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы // Seminarium Kondakovianum. (Recueil d’études. Àrchéologie. Histoire de l’art. Études Byzantines). Praga. 8, 1936.
Дунаев А.Г. Богословие Евхаристии в контексте паламитских споров // Богословские труды. 42, 2009.
Ларше Ж.-К. Исихазам и Шести Васљенски Сабор // Свети Григорије Палама у историји и садашњости. Србиње, 2001.
Ларше Ж.-К. Има ли паламитско богословље о Божанским енергиjама основу у VI Васељенском Сабору? // Богословље. 45:1–2, 2001.
Лурье В.М. Комментарии // Там же. С. 373 – 460.
Макаров Д. И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). СПб., 2003.
Макаров Д. И. Создание и организация мироздания в интерпретации Григория Паламы (по материалам шестой гомилии) // Средневековое Православие от прихода до патриархата. Волгоград. 2, 1998.
Макаров Д. И. Отражение социальной структуры населения Фессалоники после восстания зилотов в гомилиях Григория Паламы // Эпоха Средневековья: проблемы истории и культуры. СПб., 1999.
Макаров Д. И. Место 34 и 35 гомилий св. Григория Паламы в истории византийской гомилетики на Преображение (III–XIV вв.) // Проблемы истории и культуры средневекового общества. СПб., 2000.
Макаров Д. И. Об истоках физиологических взглядов св. Григория Паламы (на материале двенадцатой гомилии): К проблеме существования галеновской традиции в поздней Византии // Орел шестого легиона. Тезисы докладов научно-практической конференции студентов и молодых ученых исторического факультета УрГУ, 11 мая 2000 г. Екатеринбург, 2000.
Макаров Д. И. Гомилии Григория Паламы как исторический источник // Вестник Тюменского Гос. Ун-та. 1, 2001.
Макаров Д. И. Исихастские мотивы в гомилиях св. Григория Паламы // Вера и Церковь в средние века и раннее Новое время: (Западная Европа и Византия). М., 2001.
Макаров Д. И. О значении слова "космос" в гомилиях св. Григория Паламы // Мир Православия. 4.
Макаров Д. Истолкование образа Св. Иоанна Предтечи в Сороковой гомилии [св. Григория Паламы] // EB Sofia. 38(2), 2002.
Макаров Д. И. Черты концепции социального мира в гомилиях св. Григория Паламы // Античная древность и средние века. 33, 2002 (2003). (К 70-летию М.А. Поляковской).
Макаров Д. И. Еще раз о чертах концепции социального мира в гомилиях св. Григория Паламы // Кумуляция и трансляция византийской культуры. Тезисы докладов XI Научных Сюзюмовских чтений. Екатеринбург, 2003.
Реутин М.Ю. Майстер Экхарт — Григорий Палама. (К сопоставлению немецкой мистики и византийского исихазма) // Одиссей. М., 2006. С. 285—318; Точки. № 1, 4 /8/. М., 2008. С. 61–113; Богослов.ру.
Риго А. Византийская духовность и Псевдо-Ареопагит // Символ. 52, 2007. С. 72–116.
Скарпа М. Учение о Евхаристии в творениях свт. Григория Паламы // Богословские труды. 42, 2009.
Δημητρακόπουλος Γ. Αὐγουστῖνος καί Γρηγόριος Παλαμᾶς. Τὰ προβλήματα τῶν Ἀριστοτελικῶν κατηγοριῶν καί της τριαδικῆς ψυχοθεολογίας. Παρουσια, 1997.
Flogaus R. Der heimliche Blick nach Westen: Zur Rezeption von Augustin De trinitate durch Gregorios Palamas // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 46, 1996.
Flogaus R. Palamas and Barlaam revisited: a reassessment of East and West in the Hesychast Controversy of 14th century Byzantium // St. Vladimir's Theological Quarterly. 42:1, 1998.
Houdret J.-Ph. Palamas et les Cappadociens // Istina. 19:3, 1974.
Demetracopoulos G. A. Is Gregory Palamas an existentialist? the restoration of the true meaning of his comment on Exodus 3,14. Athens 1996.
Kashamov A. The Meaning of 'Energy' according to Gregory Palamas' Theophanes, viewed in comparison the Treatise On Essence and the Act, attributed to Gregory Akindynos // Was ist Philosophie im Mittelalter? Akten des X. Internationalen Kongresses für mittelalterliche Philosophie der Société Internationale pour l'Etude de la Philosophie médiévale (25–30 Aug. 1997, Erfurt) / Ed. Aersten J. A., Speer A. B.; N. Y. 1998. (Miscellanea mediaevalia 26).
Κapriev G. Die antiapophatische Deutung des Dionysius bei Gregorios Palamas // Die Dionysius Rezeption im Mittelalter. Internationales Kolloquium in Sofi a vom 8. bis 11. April 1999 unter der Schirmherrschaft der Societe Internationale pour l‘Etude de la Philosophie Medievale herausgegeben von Tzotcho Bioadjiev, Georgi Kapriev und Andreas Speer. Brepols, 2000.
Krivocheine B. The ascetic and theological teaching of Gregory Palamas // Eastern Churches Quarterly. 1938.
Kuhlmann J. Thomas von Aquin und Gregor Palamas als Dionysius-Erklarer. Theologiegeschichtlicher Vergleich. University Gregorianum, 1966.
Lossl J. Augustine in Byzantium // Journal of Ecclesiastical History. 51:2, 2000.
Louth A. The reception of Dionysius in the Byzantine World: Maximus to Palamas // Modern Theology. 24:4, 2008.
Patacsi G., hierom. Palamism before Palamas // Eastern Churches Review. 9, 1977.
Polemis I. Nikephoros Blemmydes and Gregorios Palamas // Gregorio Palamas e oltre: Studi e documenti sulle controversie teologiche del XIV sec. bizantino / A cura di A. Rigo. Firenze, 2004.
Rigo A. Il Corpus pseudo-dionisiano negli scritti di Gregorio Palamas (e di Barlaam) del 1336–1341 // Denys l’Aréopagite et sa postérité en Orient et Occident. Actes du colloque international, Paris, 21–24 sept. 1994 / Éd. Y. de Andia. Paris, 1997. (Collection des Études Augustiniennes. Série Antiquité 151).
Rigo A. La spiritualita monastica bizantina e lo Pseudo-Dionigi L’Areopagita // Il monachesimo tra eredita e aperture. Atti del simposio “Testi e terni nella tradizione del monachesimo cristiano”, per il 50° anniver sario del’Istituto Monastico di Sant’Anselmo. Roma, 28 maggio - 1° giugno 2002. A cura di M. Bielawski e D. Hombergen. Roma, 2004.
Rossum J. van. Gregory of Cyprus and Palamism // Studia Patristica. 37, 2001.
Rossum J. van. The logoi of Creation and the Divine “energies” in Maximus the Confessor and Gregory Palamas // Studia Patristica. 27, 1993.
Scazzoso D. Lo Pseudo-Dionigi nell’Interpretazione di Gregorio Palama // Rivista di Filosofi a neo-scolastica. 59, 1967.
Sinkewicz R. E. Christian Theology and the Renewal of Philosophical and Scientific Studies in the Early Fourteenth Century: The Capita 150 of Gregory Palamas // Mediaeval Studies. 48, 1986.
Sinkewicz R. E. The Concept of Spiritual Perception in Gregory Palamas. First Triad in Defense of the Holy Hesychasts // Христианский Восток. 1(7), 1999.
Sopco A. “Palamism Before Palamas” and Theology of Gregory of Cyprus // St. Vladimir’s Theological Quarterly. 23, 1979.
Trizio M. “Un uomo sapiente ed apostolico”. Agostino a Bisanzio: Gregorio Palamas lettore del De trinitate // Quaestio. 6, 2006.
Wilkins J. D. “The Image of This Highest Love”: The Trinitarian Analogy in Gregory Palamas's Capita 150 // St. Vladimir's Theological Quarterly. 47: 3–4, 2003.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.