Георгий Трапезундский

Георгий Трапезундский

1395 - 1473

Философ и учёный, один из пионеров итальянского Возрождения. Георгий был выходцем с венецианского Крита. Он известен как "Трапезундский", поскольку из города Трапезунд происходили его родители. В юности Георгий эмигрировал в Италию, подобно многим другим греческим интеллектуалам, родившимся на осколках византийской империи. Георгий был плодовитым писателем и одним из крупнейших переводчиков с греческого на латынь.  В эпоху, когда жил Георгий, итальянские гуманисты все еще усиленно обучались у византийцев, оказавшихся у них в эмиграции. Георгий был известным преподавателем, автором учебника риторики, который неоднократно переиздавался в XV-XVI вв. В философском отношении Георгий Трапезундский был противником платоновской философии. Он обличал Георгия Гемиста Плифона и детально изучал и комментировал сочинения Аристотеля. Система религиозных воззрений Георгия Трапезундского относится к тем нестабильным комплексам идей, через которые происходило формирование будущей религиозности Ренессанса. Одним из важнейших стимулов для интеллектуальных поисков Георгия стала исламская опасность. Этой опасности для разных христианских народов, не исключая византийских греков, к тому времени  было уже восемь веков, но Георгий первым предложил сценарий объединения ислама с христианством. Подобно Николаю Кузанскому, Георгий Трапезундский задумывал объединение ислама с христианством, исходя из уверенности в несомненной истинности христианства. Однако если Николай Кузанский считал ислам более примитивной по сравнению с христианством формой той же самой религии, то Георгий Трапезундский пришел к особенному пониманию христианства, при котором ислам (как его понимал Георгий) оказывался одной из его вполне равноправных форм. 

Георгий Трапезундский оставил важный след и в направлении византийской идеологии, которые формировались «латинофронами» — греческими мыслителями-униатами и политическими симпатизантами Западу. До Георгия в этой среде абсолютно господствовали антитурецкие и антиисламские настроения, Георгий же оказался первым латинофроном-туркофилом. 

 

Литература

Источники и переводы:

Георгий Трапезундский. Об истинности христианской веры / Пер. с древнегреч. К. И. Лобовиковой. Самарканд: Издательство «Воскрешение наук о вере», 2009. 

Collectanea Trapezuntiana. Texts, Documents and Bibliographies of George of Trebizond / Ed. J. Monfasani. New York, 1984.

George de Trébizond. De la vérité de la foi des chrétiens / Ed. et trad. A. Th. Khoury (Corpus Islamo–Christianum). Altenberg, 1987.

Georgius Trapezuntius. Comparationes philosophorum Aristotelis et Platonis a Georgio Trapezuntio viro clarissimo editae. Venetiis, 1523. (Repr. Frankfurt, 1965).

Georgius Trapezuntius. Le due lettere di Giorgio da Trebisonda a Maometto II / Ed. A. Mercati. Orientalia Christiana Periodica, 1943. Vol.9. P. 65–99.

Georgius Trapezuntius. Rhetoricorum libri quinque / Herausgegeben und Eingeleitet von Luc Deitz. Hildesheim, Zürich, New York, 2006.

 

Исследования

Бартольд В. В. Ислам и культура мусульманства. Москва, 1992.

Карпов С. П. Культура Трапезундской империи // Культура Византии XIII – первая половина XVв. / Под. ред. Г.Г. Литаврина. Москва, 1991. C. 86–119.

Кудрявцев О. Ф. ”Ученая религия” флорентийской Платоновской академии // Культура эпохи Возрождения. Москва, 1986.

Лобовикова К. И. Христианство, иудаизм и ислам в трактате Георгия Трапезундского «О вечной славе самодержца и его мировом владычестве» // Античная древность и средние века. Вып. 34, 2003. С. 399-414.

Лобовикова К. И. Георгий Трапезундский о роли Великой Схизмы в истории Визант. империи // Византия и Запад: (950-летие схизмы христ. Церкви. 800-летие захвата К-поля крестоносцами): Тез. докл. 17-й Всерос. науч. сессии византинистов. М., 26-27 мая 2004 г. Москва, 2004. С. 109-111. 

Лобовикова К. И. Проблемы турецкого завоевания и ислама глазами Георгия Трапезундского (XV в.). АКД. Екатеринбург, 2005.

Ломизе Д. Е. Византийский патриотизм в XV в. и проблема церковной унии // Славяне и их соседи: этнопсихологический стереотип в средние века. Москва, 1990. C. 94–96.

Медведев И. П. Ренессансные тенденции поздневизантийской культуры // Культура Византии. XIII– первая половина  XV в. Москва, 1991. C. 224–241.

Медведев И. П.  Византийский гуманизм XIV–XV вв. Санкт-Петербург, 1997.

Медведев И. П. Падение Константинополя в греко-итальянской гуманистической публицистике XV в. // Византия между Западом и Востоком. Санкт-Петербург, 1999. C. 291–332.

Медведев И. П. Византийское «диссидентство» как виновник крушения империи: мнение Георгия Трапезундского (XVв.) // Историческая роль Константинополя (В память о 550-летии падения византийской столицы). Тезисы докладов XVI Всероссийской научной сессии византинистов. Москва 29-30 мая 2003 года. Москва, 2003. C. 72–74.

Ревякина Н. В. Христианские истоки гуманистической мысли Италии XIV–XV вв. // Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. Москва, 1997. C. 14–19.

Скабаланович Н. А. Политика турецкого правительства по отношению к христианским подданным и их религии (от завоевания Константинополя до конца XVIII в. // Христианское Чтение. Ч.2, 1878. C. 423–464.

Balivet M. Deux partisans de la fusion religieuse des chrétiens et des Musulmans au XV-e siècle: le turc Bedreddin de Samavna et le Grec George de Trebizond // Byzantina, 10, 1980. P. 363–396.

Balivet M. Romanie byzantine et pays de Rûm turc: Histoire d’un espace d’imbrication gréco-turc. Istanbul, 1994.

Balivet M. Pour une concorde islamo-chrétienne. Démarches byzantines et latines à la fin du Moyen-Âge (de Nicolas de Cues à George de Trébizonde). Roma, 1997.

Balivet M. Byzantins et Ottomans: relations, interaction, succession. Istanbul, 1999.

Bayrakdar M. L’aristotelisme dans la pansée ottomane // Varia Trucica, 10, 1988. P. 186–197.

Castellani G. Giorgio da Trebisonda, maestro di eloquenza a Vicenza e a Venezia // Nuovo archivio Veneto,  XI, 1896. P. 123–142.

Cessi R. La contesa fra Giorgio da Trebisonda, Poggio e Aurispa // Archivio Storico per la Sicilia Orientale, IX, 1912. P. 211–232.

Cessi R. L’Ultima avventura di Giorgio da Trebisonda // Saggi Romani. Rome, 1956. P. 153–181.

Ciszewski M. “Aristotelizm chrzescijanski” Jerzegos Trapezuntu // Studia Mediewistyzn. 15, 1974. S. 3–69.

Ducellier A. Chrétiens d’Orient et Islam au Moyen Age VIIe—XVe siècle. Paris, 1996.

Ducellier A. L’intolérance des pacifiques. Refléxions sur le monde orthodoxe // Les Frontières religiouses en Euroupe du XV-e au XVII-e siècle. Paris, 1992. P. 315–332.

Garin E. Giorgio  di Trebisonda e la difesa del Medioevo // Storia della letteratura italiana / Dirett. E. Cecchi and N. Sapegno. 8 vols. III. Milan, 1966. P. 51–55.

Garin E. Il platonismo come ideologia della sovversione europea. La polemica antiplatonica di Giorgio Trapezunzio // Studia Humanitatis Ernesto Grassi zum 70. Geburstage / Edd. E. Hora and E. Kessler. Munich, 1973. P. 113–120.

Geanakoplos D. J. Greek Scholars in Venice. Studies in the Dissemination of Greek Learning from Byzantium to Western Europe. Cambridge, 1962.

Hayek M. Le Christ de l’Islam. Paris, 1959.

Irmscher Io. Georgios von Trapezunt als griechischer Patriot // Actes du XII-e Congrès International des Étude Byzantines, II. Belgrad, 1964. P. 353–363.

Khoury. A. Th. George de Trébizonde, avocat de l’union politico-religieuse de l’ Islame et du Christianism // Orientalia Christiana Periodica, 18, 1968. P. 326–34.

Khoury A. Th. Les théologiens byzantins et l’ islam. I. Textes et auteures (VIIIe –XIIIe s.). Paris, 1969.

Khoury. A. Th. George de Trébizonde et l’union islamo-chrétienne // Orientalia Christiana Periodica, 19, 1969. P. 320–334.

Khoury. A. Th. George de Trébizonde et l’union islamo-chrétienne // Orientalia Christiana Periodica, 20, 1970. P. 238–271.

Khoury. A. Th. George de Trébizonde et l’union islamo-chrétienne // Orientalia Christiana Periodica, 21, 1971. P. 235–61.

Khoury. A. Th. George de Trébizonde et l’union islamo-chrétienne. Louvain, 1971.

Manzikert to Lepanto. The Byzantine World and the Turks 1071–1571 / Ed. A. Bryer, M. Ursinus, BF. XVI. Amsterdam, 1991.

Margoliouth D. S. (1933) «Is Islam a Christian Heresy?», Muslim World, XXIII, р. 6–15.

Massignon L. (1962)  Parole donneé, Paris.

Massignon L. (1963)  «Le Christ dans les Evangiles selon al-Ghazâli», Opera Minora, 2, Beyrouth, р. 523–536.

Massignon L. (1963) «Mystiques musulmane et mystiques chrétienne au Moyen Age», Opera Minora, 2, p. 470–484.

Mc Grane B. (1989)  Beyond Anthropology. Society and the Other, New York.

McGinn B. (1994) Apocalypticism in the Western Tradition, Variorum collected studies, London.

Mercati A. Notiziola sulla famiglia di Giorgio da Trebisonda // Orientalia Christiana Periodica, XI, 1954. P. 227–228.

Monfasani J. George of Trebizond: A Biography and a Study of his Rhetoric and Logic. Leiden, 1976.

Monfasani J. Language and  Learning in Renaissance Italy. Variorum, London, 1994.

Norlind W. Georgios Trapezuntius och hans Almagest-Kommentar // Nordisk Tidskrift för Bok-och-Bibliotheksuäsen, LIII, 1966. S. 19–24.

Obolensky D. The Byzantine Commonwealth. Eastern Europe, 500–1453. London, 1971.

Ravegnani G. Nota sul pensiero politico di Giorgio da Trebisonda // Aevum, 49, 1975. P. 310–329.

Sabbadini R. Briciole umanistiche: Giorgio da Trebisonda // Giornale Storico della Letteratura Italiana, XVIII, 1891. P. 230–241.

Sabbadini R. Giorgio da Trebisonda // Enciclopedia Italiana. Milan, XVII, 1933. P. 180.

Sabbadini R. Giorgio da Trebisonda // Enciclopedia Filosofica. III. Firenze, 1968. P. 117.

Vasoli C. La dialettica di Giorgio Trapezunzio // Atti e memorie dell’Academia Toscana di Sciense e Lettere “La Colombaria”, X, 1959–1960. P. 299–327.

Wilson H. George of Trebizond and Early Humanist Rhetoric // Studies in Philology, XL, 1934. P. 367–379.

Zeno A. Giorgio Trapezunzio // Giornale de’letterati d’Italia, XVI, 1713. P. 414–446.

 

Автор статьи

ФИО автора статьи