Евстратий Никейский

Евстратий Никейский

ок. 1050 - ок. 1120

Евстратий Никейский

Евстратий, митрополит Никейский, - византийский богослов и философ. Ученик Иоанна Итала, осужденного в качестве еретика в 1082 г. Евстратий отрекся от учения Иоанна и не был осужден вместе с ним. Евстратий участвовал во всех основных богословских спорах своего времени, в т. ч. в антилатинской полемике (что отражено в его "Опровержительных словах"). Евстратий полемизировал с латинянами против Filioque, а также по вопросу об опресноках. Во время полемики (1081-1082 гг.) между императором Алексеем I Комниным и Львом Халкидонским встал на сторону первого. Полемика возникла в связи с тем, что ради неотложных военных нужд государство изъяло из церковного употребления некоторое количество драгоценных икон и священных сосудов (также носивших на себе священные изображения). Эти драгоценности были переплавлены и проданы. Митрополит Халкидонский Лев, один из старейших и авторитетнейших иерархов империи, выступил с возражениями догматического порядка против этой меры. Тех, кто уничтожал, с какой бы то ни было целью, священные изображения, он обвинил в богохульстве. Догматические споры заняли несколько лет и привели к тому, что на Константинопольском соборе 1086 года Лев был обвинен в ереси и низложен. Споры на этом не закончились, но в 1094 году (или в самом начале 1095 г.) на еще одном соборе в Константинополе Лев раскаялся в своих заблуждениях и был восстановлен на кафедре. Возражая Льву, Евстратий фактически сформулировал иконоборческое представление об иконе. Митрополит Халкидонский был известным подвижником, но он не обладал репутацией богослова, в отличие от Евстратия Никейского, который к 1086 году достиг статуса главного придворного богослова. Однако Евстратий лишился этого статуса в 1117 году, когда были осуждены и приговорены к сожжению два христологических трактата Евстратия против армян, а сам Евстратий был низложен константинопольским собором за ересь и, несмотря на раскаяние, не был восстановлен в архиерейском достоинстве. Главным оппонентом Евстратия был Никита Ираклийский, митрополит Серрский. Против учения Евстратия, за которое он был низложен, были приняты анафемы, вошедшие в Синодик в Неделю Православия.  Согласно Синодику, обвинения в отношении Евстратия состояли в том, что он утверждал, что воспринятая Христом человеческая природа является другой (нежели Божество) не только по природе, но и по достоинству и что она служебно поклоняется Богу и приносит Ему рабское служение. Евстратий утверждал, что обвинения были основаны на отрывках из украденных у него его незаконченных работ, однако Никите удалось доказать, что Евстратий высказывал аналогичные идеи ранее, в сочинениях, направленных против Льва Халкидонского.

Евстратий Никейский принадлежит к числу самых известных комментаторов Аристотеля из всех византийских комментаторов. Его комментарии на I и VI книги Никомаховой этики Аристотеля вошли в латинский перевод последней, выполненный Робертом Гроссететом и оказали заметное влияние на схоластику: Альберт Великий в своем втором комментарии на Никомахову этику неоднократно цитирует Евстратия (иногда без ссылок, иногда называя его Commentator) и присоединяется к нему в критике Аристотеля с позиций платонизма; тот же комментарий Евстратия цитирует Бонавентура.

 

Литература

Источники и переводы:

Евстратий Никейский. Опровержительные слова / Издание подготовил А.В. Бармин. Научный редактор М.М. Бернацкий. Издательство Издательство Московской Патриархии, 2016. [Содержание, отрывок из предисловия и перевода см. здесь].

Евстратий Никейский. Слово о Всесвятом Духе // Бармин А. В. Полемика и схизма: История греко-латинских споров IX-XII вв. М., 2006. С. 518-565. 

Успенский Ф.И. Синодик в Неделю Православия: Сводный текст с приложениями. Одесса: Типография Одесского военного округа, 1893.

Eustratii in Analyticorum posteriorum librum secundum commentarium / Ed. M. Hayduck. Berlin, 1896-1907. (Commentaria in Aristotelem Graeca; Vol. 21. Pt. 1-2).

Eustratii et Michaelis et anonyma in ethica Nicomachea commentaria / Ed. G. Heylbut. Berlin, 1892. (Comment. in Aristotelem Graeca; Vol. 20).

Gouillard J. Le Synodikon de l’Orthodoxie. Edition et commentaire // Travaux et Memoires. 2, 1967.

Orationes // Demetrakopoulos A., ed. ᾿Εκκλησιαστικὴ Βιβλιοθήκη. Leipzig, 1866.

 

Исследования:

Бармин А.В. Вступление // Евстратий Никейский. Опровержительные слова / Издание подготовил А.В. Бармин. Научный редактор М.М. Бернацкий. Издательство Издательство Московской Патриархии, 2016. [Отрывок см. здесь].

Бармин А.В. Вопрос о Filioque и его источники в творчестве Евстратия Никейского // Богословские труды. Вып. 43-44, 2012. С. 357-367.

Бармин А.В. Полемика и схизма: История греко-латинских споров IX-XII вв. М., 2006.

Бармин А.В. Рецензия на: Лурье В. М. при участии Баранова В. А. История византийской философии. Формативный период. СПб.: Axioma, 2006 // Византийский Временник. Том 69 (94), 2010. C. 349-361. 

Бирюков Д. С. Николай Мефонский. Полемика с латинянами и Сотирихом, учение о Пятидесятнице и опровержение Прокла, в контексте учения об иерархии причин и проблемы универсалий // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2-х т. Т. 2 / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. М., СПб., 2009. (Византийская философия, т. 5; Smaragdos Philocalias). С. 341–370.

Гукова С. Н. Космографический трактат Евстратия Никейского // Византийский Временник. Т. 47, 1986. С. 145-156.

Лурье В. М., Баранов В. А. История византийской философии: Формативный период. СПб., 2006. С. 497-516.

Лурье В.М. На греко-латинском фронте. Размышления по поводу книги: Бармин A. B. Полемика и схизма. История греко-латинских споров ІХ–ХІІ веков. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006 // Византийский Временник. Том 69 (94), 2010. C. 349-361.

Aleksidze A. Un traité polémique anti-Latin en version géorgienne // Труды Тбилисского Университета. Т. 162, 1975. С. 11-123.

Angelou D. Introduction // Nicholas of Methone. Refutation of Proclus' Elements of Theology / A Critical Edition with an Introduction on Nicholas' Life and Works by Athanasios D. Angelou. Athens-Leiden, 1984.

Benakis L. Neues zur Proklos-Tradition in Byzanz // G. Boss & G. Seel (eds). Proclus et son influence. Zürich, 1987. S. 179–217.

Darrouzès J. Documents inédits d'ecclésiologie byzantine. Paris, 1966.

Giocarinis K. Eustratios of Nicaea's Defense of the Doctrine of Ideas // Franciscan Studies. N. S. 1964. Vol. 24. P. 159-204.

Grumel V. Autour du voyage de Pierre Grossolanus archevêque de Milan à Constantinople en 1112 // Échos d’Orient. Vol. 32, 1933. P. 22-33.

Joannou P. Eustrate de Nicée: Trois pièces inédites de son procès (1117) // Revue des Études byzantines. Vol. 10, 1952. P. 24-34.

Joannou P. Das Semeioma gegen Eustratios von Nikaia (1117): Der Nominalismus und die menschliche Psychologie Christi // Byzantinische Zeitschrift. 47, 1954. S. 369-378. 

Joannou P. Die Definition des Seins bei Eustratios Nikaia. Die Unirersalienlehre in der Byzantinischen Theologie im IX Jh. // Byzantinische Zeitschrift. 47, 1954. S. 358–368.

Joannou P. Le sort des évêques hérétiques réconciliés: Un discours inédit de Nicétas de Serrea contre Eustrate de Nicée // Byzantion. Revue internationale des Études byzantines. 28, 1958. P. 1-30. 

Ierodiakonou K. Metaphysics in the Byzantine Tradition: Eustratios of Nicaea on universals //  Quaestio. 5, 2005. Pp. 67–82.

Ierodiakonou K. Eustratius’ comments on Posterior Analytics II 19 // F. A. J. de Haas, M.
Leunissen & M. Martijn (eds). Interpreting Aristotle’s Posterior Analytics in Late
Antiquity and Beyond. Leiden, 2010. P. 55–71.

Kaldellis A. Hellenism in Byzantium: The Transformations of Greek Identity and
the Reception of the Classical Tradition. Cambridge, 2007.

Guillard J. Le Procès officiel de Jean I'Italien: Les actes et leur sous-entendus // Travaux et Mémoires. Т. 9, 1985. P. 133-174.

Lloid A. C. The Aristotelianism of Eustratios of Nicaea // Aristoteles: Werk und Wirkung / Hrsg. J. Wiesner. Berlin, 1987. Bd. 2. S. 341-351. 

Lourié B. Une dispute sans justes: Léon de Chalcédoine, Eustrate de Nicée et la troisième querelle sur les images sacrées // Studia Patristica. 2006. Vol. 42. P. 321-333.

Mercken H. P. F. The Greek Commentators on Aristotle's Ethics // Aristotle Transformed: The Ancient Commentators and Their Influence / Ed. R. Sorabji. London, 1990. P. 407-443.

Steel C. Neoplatonic Sources in the Commentaries on the Nicomachean Ethics by
Eustratius of Nicaea and Michael of Ephesus // Bulletin de philosophie médiévale. 44, 2002. P. 51–57.

Trizio M. Neoplatonic Source-Material In Eustratios Of Nicaea’s Commentary On Book VI Of The Nicomachean Ethics // Neoplatonic Source-Material In Eustratios Of Nicaea’s Commentary On Book VI Of The Nicomachean Ethics. Brill, 2009. P. 71-110. [Аннотация].

Trizio M. On the Byzantine Fortune of Eustratios of Nicaea's Commentary on Books I and VI of the Nicomachean Ethics // K. Ierodiakonou and B. Bydén (eds). The Many Faces of Byzantine Philosophy. The Norwegian Institute at Athens, 2012. P. 199-224.