Симеон Новый Богослов

Симеон Новый Богослов

ок. 949 – ок. 1022

Симеон Новый Богослов (ок. 949 – ок. 1022) – средневизантийский богослов и аскетический писатель, один из величайших мистических писателей Православной Церкви. Родился в Пафлагонии, происходил из знатной семьи. Симеон – его имя в монашестве. Возможно, мирским именем Симеона было «Георгий». При покровительстве дяди он стал служителем при почивальне императора (спафарокубиларием), а затем членом синклита. После смерти дяди Симеон Новый Богослов пытался вступить в братство Студийского монастыря и встретил там престарелого монаха Симеона, прозванного «благоговейным», который стал его духовным наставником. Вернувшись в 976 г. в Пафлагонию, Симеон исполнял различные обязанности на государственной службе, не порывая отношений с наставником. Когда Симеону было ок. 27-ми лет он вернулся в Константинополь и поступил послушником в Студийский монастырь. Однако особенная привязанность Симеона к своему наставнику, Симеону Благоговейному, вызвала недовольство братии и игумена монастыря, в котором традиционно придавалось большое значение личной власти игумена и соблюдению распорядка, и после требований, предъявленных Симеону, отказаться духовного водительства наставника, ему пришлось покинуть Студийский монастырь. В результате Симеон поступил в монастырь Св. Маманта Ксероксеркского, оставаясь под руководством своего наставника, где был пострижен в монахи под именем Симеона, потом рукоположен в иереи и вскоре ему было поручено наставлять других монахов, а затем ок. 980 г. он был избран братией монастыря игуменом. К этому времени Симеон стал приобретать известность в монашеской среде и среди жителей Константинополя. После смерти Симеона Благоговейного в 986/987 г. Симеон вводит почитание этого старца, репутация которого была неоднозначной. Это, а также настаивание Симеона на том, что настоящая христианская жизнь подразумевает ту же полноту дарований, которая имела место в древней Церкви, что проявляется в необходимости «ощутительного» присутствия благодати в душе христианина, привело к конфликту между ним и частью монашеской братии в монастыре Св. Маманта. Во время патриаршества Сисинния II (995–998 гг.) тридцать монахов из братии монастыря во время проповеди Симеона выступили против него и пожаловались патриарху. Однако тот встал на сторону Симеона. Тем не менее в 1005 г. Симеон оставил игуменство, передав его своему ученику Арсению, однако оставался проживать в монастыре. Ко времени ок. 1003 г. относится начало конфликта Симеона с еп. Никомедийским Стефаном, принадлежащего к влиятельному кружку византийских интеллектуалов. Чтобы предполагаемое выявить богословское невежество Симеона, Стефан Никомедийский, встретив его, задал вопрос о том, «мыслью или делом» Сын отделен от Отца; выбор каждого из этих вариантов мог привести к обвинению в ереси. Симеон, поняв замысел Стефана, обещал ответить письменно после удаления в келлию. Ответом стал 21-й Гимн Симеона, в котором он указывает на то, что только будучи просвещенным молитвой можно говорить о Боге, но тогда приходит осознание антиномичности Божественной реальности и что способ различия между ипостасями Троицы находится за пределами возможности выражения словами; сам же вопрос Стефана, по Симеону, свидетельствует о его еретичности. Ответ раздразил Стефана, и он вынес дело Симеона на рассмотрение Синода. Вследствие этого, а также жалоб некоторых монахов их монастыря Св. Маманта, были уничтожены все иконы  Симеона Благоговейного, а сам Симеон в 1009 г. был изгнан из Константинополя и монастыря Св. Маманта и поселился в заброшенном монастыре при храме Св. Марины недалеко от Хрисополя. В изгнании Симеон написал несколько апологетических сочинений. Однако вскоре, в 1010 или 1011 гг. дело Симеона было пересмотрено и он вернулся в Константинополь, где ему было предложено снова стать игуменом в монастыре Св. Маманта и даже занять епископскую кафедру, но он отказался и вновь удалился в монастырь Св. Марины, где и скончался. Симеон оставил обширное литературное наследие, отличающееся глубочайшим богословским и мистическим содержанием. Это 34 «Огласительных слова» (слова, произнесенные во время игуменства в монастыре св. Мамаса), 2 «Благодарения» (являющиеся заключительной частью «Огласительных слов»), 3 «Богословские слова» (составленные по случаю спора о словах «Отец Мой более Меня» (Ин. 14, 28)), 15 «Нравственных слов», различные «Послания», «Главы (Главизны) богословские, умозрительные и практические» (100 глав богословских и практических, 25 глав умозрительных и богословских и 100 других богословских и практических глав), 58 «Гимнов Божественной любви», 24 «Алфавитных слова». Особняком стоят 33 «Слова» и трактат «Метод священной молитвы и внимания». Часть корпуса «Слов» составляют «Огласительные слова», другая же часть представляет собой часть сочинения «Сто пятьдесят глав» Константина Хрисомалла. Знаменитый трактат «Метод священной молитвы и внимания» рукописная традиция атрибутирует Симеону, однако современные исследователи отрицают его авторство. 

Литература

Переводы и издания:

Богословские слова [Первое богословское слово против тех, кто называет Отца первым [в Троице]; Второе богословское слово против тех, кто берется богословствовать, не имея Духа; Третье богословское слово о том, что если Отец есть нечто, то Сын есть то же самое, и если Сын есть нечто, то Святой Дух есть то же самое, и что они есть единый дух равночестный, единосущный и единопрестольный] / Пер. с греч. и прим. Т. А. Щукина // EINAI. Проблемы философии и теологии. 4, 2015.

Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова / Перевод с греческого [иером. Пантелеимона (Успенского)]. Сергиев Посад, 1917.

Божественные гим­ны: (Гимн 1) / Пер. с греч.: иером. Софроний (Сахаров) // Вестник Русского Западно–Европейского патриаршего Экзархата. Париж, 1954. № 17.

Божественные гимны: (Гимны 6 и 48) / Пер. с греч.: иером. Софроний (Сахаров) //  Вестник Русского Западно–Европейского патриаршего Экзархата. Париж, 1953. № 15.

Гимны // Многоценная жемчужина. Преп. Ефрем Сирин. Свят. Григорий Богослов. Палладий Еленопольский. Преп. Роман Сладкопевец. Преп. Исаак Сирин. Преп. Иоанн Дамаскин. Преп. Феодор Студит / Перевод с сирийского и греческого языков  С.С. Аверинцева. Киев: Дух i Лiтера, 2003.

Главизны. Благодарения. Диалог со схоластиком. Б.м., 1999.

Главы практические и теологические: [Фрагменты] / Пер.  с греч.: Т.А. Миллер // Памятники византийской литературы IX – XIV веков. М.:  Наука, 1969.

Из гимнов божественной любви / Пер.  с греч.: С.С. Аверинцев // Памятники византийской литературы IX – XIV веков. М.:  Наука, 1969.

Нравственные слова. Кн. 1, гл. 6: О том, как все святые соединяются со Христом Богом и становятся одно с Ним / Пер. с греч.: Т. А. Мил­лер // Альфа и Омега. М., 1996. № 2/3(9/10).

Послание об исповеди / Пер.  с греч.: иеромонах Иларион (Алфеев) // Иларион (Алфеев), иеромонах. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб.: Алетейя, 2001. 

Поучение I / Пер.  с греч.: Т.А. Миллер // Памятники византийской литературы IX – XIV веков. М.:  Наука, 1969.

Преподобный Симеон Новый Богослов. Преподобный Никита Стифат. Аскетические сочинения в новых переводах / Сост. и общ. ред. еп. Илариона (Алфеева). СПб., 2007.

«Приди, Свет истинный». Избранные гимны в стихотворном переводе игумена Илариона (Алфеева). СПб., 2000.

Слова преподобного Симеона Нового Богослова / Пер.  с греч.: Феофан Затворник.  М., 1890–1892. Т. 1–2.

Pirard M. [ed.].  Syméon le Nouveau Théologien. Chapitres théologiques, gnostiques et pratiques / Introduction, texte critique, traduction et notes J. Darrouzes. Paris, 1980. (Sources chrétiennes 51-bis.).

Syméon le Nouveau Théologien. Catéchèses / Introd., texte critique et notes par B. Krivochéine. Trad. par J. Paramelle. Paris, 1963, 1964, 1965. (Sources chrétiennes 96 [Cat. 1–5], 104 [Cat. 6–22], 113 [Cat. 23-34]).

Syméon le Nouveau Théologien. Catéchèses 23–34 et actios de grâces 1–2 / Introd., texte critique et notes par B. Krivochéine. Trad. fr. par J. Paramelle Paris, 1965. (Sources chrétiennes 113). P. 303–357.

Syméon le Nouveau Théologien. Hymnes / Introd., texte crit., trad. fr. et notes par J. Koder, J. Paramelle, L. Neyrand. Paris, 1969, 1971, 1973. (Sources chrétiennes 156 [Hymn. 1–15], Sources chrétiennes 174 [Hymn. 16–40], Sources chrétiennes 196 [Hymn. 41–58]).

Syméon le Nouveau Théologien. Traités théologiques et éthiques. T. 1, 2 / Introd., texte crit., trad. fr. et notes par J. Darrouzès. Paris, 1966, 1967. (Sources chrétiennes 122 [Theol. 1–3, Eth. 1–3], Sources chrétiennes 129 [eth. 4–15]).

Un grand mystique byzantin: Vie de Syméon le Nouveau Théologien (949–1022) par Nicétas Stéthatos // Texte grec inédit avec introduction et notes critiques par le P. I. Hausherr S. I. et traduction française en collaboration avec sele P. G. Horn S. I. // Orientalia Christiana. 12 (45), 1928.

 

Исследования:

Аверинцев С.С. Философия VIII–XII вв. // Культура Византии: вторая половина VII – XII в. М.: Наука, 1989.  С.45–48.

Алексидзе А.Д. "Свет тихий, мягкий.": Попытка художественно–психологического анализа поэзии Симеона Нового Богослова // Византийские очерки: Труды советских ученых к XVIII Международному конгрессу византинистов. М.: Наука, 1991.

Алексидзе А.Д. Византийская литература XI–XII вв. Тбилиси, 1989. С.33–47.

Алексидзе А.Д. Литература XI–XII вв. // Культура Византии: вторая половина VII – XII в. М.: Наука, 1989. С.160–161.

Аникеев П. Апология мистики по творениям преподобного Симеона Нового Богослова. Пг., 1915.

Аникеев П. Мистика преподобного Симеона Нового Богослова. СПб., 1906.

Аникеев П. Психология мистического восприятия (По преподобному Симеону Новому Богослову) // Новоселов М. Догмат, этика и мистика в  составе христианского вероучения. (Приложение).  М., 1995. (Религиозно–философская библиотека. Вып. 30).

Антоний (Булатович), иеросхимонах. Имя Божие в понимании и толковании св. Григория Нисского и Симеона Нового Богослова // Миссионерское обозрение. 1916. № 5—6.

Антоний, игумен. Духовный опыт христианских подвижников по творениям преподобного Симеона Нового Богослова // Православный путь. 1955.

Беневич Г. Экономика в православном понимании согласно святителю Симеону Новому Богослову // Вестник Русского христианского движения. 161, 1991.

Бирюков Д.С. Св. Симеон Новый Богослов  // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2-х т. Т. 2 / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. М., СПб., 2009. (Византийская философия, т. 5; Smaragdos Philocalias).

Бирюков Д.С. О теме причастности к Божественной сущности и оппозиции по сущности — по причастности у Симеона Нового Богослова в контексте предшествующей патристической мысли // EINAI. Проблемы философии и теологии. 4, 2015.  Английская версия статьи: Biriukov D. On the Topic of Participation in the Divine Essence according to St Symeon the New Theologian in the Patristic Context // P. Allen, B. Lourié, V. Baranov (eds.), Scrinium: Journal of Patrology and Critical Hagiography, vol. 11: Patrologia Pacifica Quarta, 2015.

Бирюков Д. С. Тема проникновения огня в железо и ее использование в контексте описания обожения человека в святоотеческой традиции // Волшебная гора. 15, 2008.

Василий (Кривошеин), архиеп. Дух Святой в христианской жизни по учению прп. Симеона Нового Богослова //  Вестник Русского Западно–Европейского патриаршего Экзархата. Париж, 1975. № 91/92.

Василий (Кривошеин), архиеп. Неистовый ревнитель: Прп. Симеон Новый Бого­ слов как игумен и духовный наставник //  Вестник Русского Западно–Европейского патриаршего Экзархата. Париж, 1957. № 25.

Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов и Никита Стифат: (История текста «Огласительных слов») //  Вестник Русского Западно–Европейского патриаршего Экзархата. Париж, 1961. №37.

Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов и его отношение к социально–политической действительности своего времени // Он же. Богословские труды. Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. 

Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). М., 1995.

Василий (Кривошеин), архиеп. Тема духовного опьянения в мистике преподобного Симеона Нового Богослова // Альфа и Омега. М., 2002. № 4 (34).

Василий (Кривошеин), архиеп. «Тварная сущность» и «Божественная сущность» в духовном богословии преподобного Симеона Нового Богослова // Альфа и Омега. 2(32), 2002.

Вениамин (Милов), епископ. Преподобный Симеон Новый Богослов о цели христианской жизни // Журнал Московской патриархии.  1979. № 11; 1980. №№ 3, 4.

Иванов С. А. Блаженные похабы: Культурная история юродства / Рос. академия наук. Ин-т славяноведения. М: Языки славянских культур, 2005.

Иванов С.А. Византийское юродство. М.: Международные отношения, 1994.  

Иларион (Алфеев), игумен. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001.

Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско–восточной церкви в IX, X и XI веках: От конца иконоборческих споров в 842 г., до начала Крестовых походов – 1096 г. СПб.: Алетейя, 1998.  

Лурье В. М. Audiatur et altera pars: Стефан Никомедийский и его круг // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 9 (1), 2008. 

Лурье В. М. Луч света в тёмном веке: Симеон Новый Богослов и догматика византийских Dark Ages // EINAI. Проблемы философии и теологии. 4, 2015.  

Пантелеимон (Успенский), иеромонах. Из записок путешествия по Афону (к вопросу об изучении творчества преподобного Симеона Нового Богослова) // Богословский вестник. Сергиев Посад, 1915. № 1.

Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие. Материалы Второй международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия (Москва, 11 – 13 декабря 2014 года). М. : Издательский дом «Познание», 2017. 

Прохоров Г.М. Келейная исихастская литература (Иоанн Лествичник, Иоанн Богослов, Авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в библиотеке Кирилло–Белозесркого монастыря с XIV по XVII в. // Монастырская культура: Восток и Запад. СПб., 1999.

Риго А. Григорий Палама "Новый Златоуст" и "Новый Богослов" // Труды ежегодной богословской конференции ПСТГУ XVIII. Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. Том I. М., 2008. 

Хадзопулос А. Между ересью и православием (о значении бесстрастия в традиции патристики) // Символ. 33, 1995. С. 275–293.

Щукин Т. А. Задача с неизвестными: исторический контекст «Богословских слов» Симеона Нового Богослова // EINAI. Проблемы философии и теологии. 4, 2015.  

Alexander (Golitzin), hieromonk. The Body of Christ: Saint Symeon the New Theologian on Spiritual Life and the Hierarchical Church // Scrinium. Revue de Patrologie, D’Hagiographie Critique et D’Histoire Ecclésiastique. 3, 2007.

Anastasi R. Teofilatto di Bulgaria e Simeone il Teologo // Siculorum Gymnasium: Rassegna della facoltà di lettere e filosofia dell'Università di Catania. 34:1–2, 1984 (for 1981).

Bergeron H. Le sens de la misère chez Syméon le Nouveau Théologien. Aspects ascétiques et pédagogiques // Contacts. 38(133), 1986. 

Biedermann H. Das Menschenbild bei Symeon dem Jüngeren Theologen (949–1022). Würzburg 1949. 117. (Das Östliche Christentum. n. F. 9).

Biriukov D. On the Topic of Participation in the Divine Essence according to St Symeon the New Theologian in the Patristic Context // P. Allen, B. Lourié, V. Baranov (eds.), Scrinium: Journal of Patrology and Critical Hagiography, vol. 11: Patrologia Pacifica Quarta, 2015.

Chatzopoulos A. Two outstanding cases in Byzantine spirituality: Symeon the New Theologian and Macarian Homilies. Thessaloniki, 1991.

Golitzin A. G. Hierarchy versus anarchy? Dionysius Areopagite, Simeon the New Theologian, Nicetas Stethatos, and their common roots in ascetical tradition // St. Vladimir's Theological Quarterly. 38:2, 1994. Р. 131–179.

Gouillard J. Constantin Chrysomallos sous le masque de Syméon le Nouveau Théologien // Travaux et Mémoires. 5, 1973. P. 313–327.

Graef H. The spiritual director in the thought of Symeon the New Theologian // Kyriakon: Festschrift Johannes Quasten / Ed. Granfield P., Jungmann J. A. Münster, 1970. 2.

Holl K. Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Mönchtum. Eine Studie zu Symeon dem neuen Theologen. Leipzig, 1898. 

Kambylis A. Eine Handschrift des Mystikers Symeon // Scriptorium. 22, 1968.

Kraft K. “Light-Metaphysics” in the Hymns of Symeon the New Theologian // Second Annual Byzantine Studies Conference. Madison, 1976.

Maloney G. A. The mystic of Fire and Light: St Symeon the New Theologian. Denville, N. J., 1975.

McGuckin J. A. Symeon the New Theologian (969–1022): Byzantine spiritual renewal in search of a precedent // The Church Retrospective. Papers Read at the Summer Meeting. Woodbridge–Rochester / Ed. Swanson R. N. N. Y., 1997. (Studies in Church History. 33).

McGuckin J.A. The luminous vision in eleventh-century Byzantium: interpreting the biblical and theological paradigms of St. Symeon the Theologian // Work and worship at the Theotokos Evergetis 1050–1200 / Ed. Mullett M., Kirby A. Belfast, Belfast Byzantine Enterprises. 1997. (Belfast Byzantine texts and Translations. 6,2).

Miquel P. La conscience de la grâce selon Syméon le Nouveau Théologien // Irénikon. 42, 1969. 

Moda A. Le Christ dans la vie chrétienne. Une lecture des catéchèses de Syméon le Nouveau Théologien // Nicolaus. 1, 1993. 

Perczel I. Denys l’Aréopagite et Syméon le Nouveau Théologien // Denys l’Aréopagite et sa postérité en Orient et Occident. Actes du colloque international, Paris, 21–24 septembre 1994 / Éd. Y. de. Andia. Paris, 1997. (Série Antiquité 151). Р. 341–357.

Perczel I. Saint Symeon the New Theologian and the theology of the Divine Substance // Acta Antiqua Academiae Scientiarum Hungaricae. Vol. 41. 2001. P. 125–146Русский перевод: Иштван Перцель. Симеон Новый Богослов и богословие божественной сущности // EINAI. Проблемы философии и теологии. 4, 2015.  

Turner H. J. M. “A care-free and painless existence”? Observations of St Symeon the New Theologian on the monastic life // Sobornost. 12(1), 1990.

Turner H. J. M. St. Symeon the New Theologian and spiritual fatherhood. Leiden; N. Y.; Köln, 1990. (Byzantina Neerlandica, Fasciculus. 11).

Völker W. Praxis und Theoria bei Symeon dem Neuen Theologen. Ein Beitrag zur byzantinischen Mystik. Wiesbaden, 1974.

Автор статьи

Дмитрий Бирюков

Добавить комментарий