Иоанн Итал

Иоанн Итал

1025 - 1085

Иоанн Итал

Иоанн Итал – средневизантийский философии и богослов. Итал родился в Италии. Вместе с отцом он воевал на стороне сицилийцев против Византии; возможно, в это время Иоанн Итал получил военное образование. После того как полководец Георгий Маниак захватил Сицилию, отец Итал вместе с ним бежал в Ломбардию. Около 1049 г. Итал прибыл в Константинополь, чтобы получить образование, где стал учеником знаменитого византийского ученого, ритора и философа Михаила Пселла. И. был самым даровитым из учеников Пселла. Известно, что он часто с ним полемизировал и даже критиковал за то, что тот двигается вперед в преподавании слишком медленно. В свою очередь, Пселл отмечал, что для своеобразного стиля И. характерно то, что он не блещет красотой речи. Итал  был искушен в философии, но не очень хорошо разбирался в других областях византийского тривиума – риторике и грамматике. Благодаря своим успехам Итал стал приближен к царскому двору; к нему благоволил Михаил VII Дука. Около 1070 г. имп. Михаил Дука во время войны Византии с норманами послал Итала в Ломбардию в качестве своего представителя; после того как Итала  обвинили в предательстве, он вынужден был бежать в Рим, но затем он прибыл с покаянием к императору и, в конце концов, был прощен.
Преподавание философии было упрочено созданием должности “ипата философов” – должности, примерно соответствующей в Византии министру высшего образования. Итал сменил на этой должности Михаила Пселла (1075 г.); после Итала этот пост занимал Феодор Смирнский. Ученики Пселла и Итала становились епископами или правительственными чиновниками. Итал преподавал своим ученикам учение Платона, Порфирия, Ямвлиха, Прокла, а также "Органон" Аристотеля".
Приход к власти Комнинов повлек за собой недовольство правящих лиц относительно той эллинизации византийской культуры, яркими представителями который были Пселл и Итал. Еще в 1076/1077 г. имп. Михаил Дука из-за недовольства в высшем обществе Византии деятельностью и взглядами Итала составил главы, содержащие его учение; в итоге 9 глав были анафематствованы, однако без упоминания имени Итала, и для Итала это не имело последствий. Итал составил свое изложение веры, но его делу не был дан ход. Чтобы избавиться от обвинений в уклонении от православия, Итал в 1082/1083 г. обратился к симпатизировавшему ему патриарху Евстратию Гариде, чтобы тот вновь рассмотрел его дело. Итал составил новую записку с изложением своего учения. Из-за волнений, вызванных фигурой Итала, Евстратий передал ведение дела Итала недавно вступившему на престол императору Алексею Комнину, который организовал делопроизводство над Италом. Во время следствия поступил донос на Итала, который, как выяснилось, был написан начальником флота Михаилом Каспаки, в котором, помимо утверждения о принадлежности Италу прежних анафематствованных положений, говорилось про богохульство Итала по отношению к иконе Христа. В итоге, Итал был признан еретиком и сослан в монастырь.

Литература

Источники и переводы:

Иоанн Итал. Вопросы и ответы (фрагменты); Схолии к «О небесной иерархии» (фрагменты) (пер. Т. А. Щукина) // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия в 2-х томах (Smaragdos Philocalias; Византийская философия: т. 4-5). М., СПб.: Никея — РХГА, 2009. Т. 2.

Иоанн Итал // Книга еретиков / Сост., предисл., коммент. Д. Бирюкова. СПб.: Амфора; Изд-во РХГА, 2011. (Александрийская библиотека).

Иоанн Итал. Сочинения / Греческий текст с вариантами и примечаниями по материалам Гр. Ф. Церетели. Ред. и предисл. H. Н. Кечакмадзе. Тбилиси, 1966.

Успенский Ф.И. Синодик в Неделю Православия: Сводный текст с приложениями. Одесса: Типография Одесского военного округа, 1893.

Gouillard J. Le Synodikon de l’Orthodoxie. Edition et commentaire // Travaux et Memoires. 2, 1967.

Johannes Italos. Opuscula selecta / Ed. G. Cereteli. Tphilisiis, 1924-1926. 2 vol. 

Johannes Italos. Quaestiones quodlibetales. Ettal, 1956. 

 

 

Исследовательская литература:

Любарский Я. Н. Комментарий  // Анна Комнина. Алексиада. М., 1965. 

Успенский Ф.И. Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси // Известия Русского Археологического института в Константинополе. Т. 2, 1897.

Щукин Т.А. Иконоборчество Иоанна Итала // Современные проблемы теологического образования. Материалы междунар. научно-практ. богосл. конференции, посвященной 80-летию прот. Иоанна Мейендорфа (1926-1992). Екатеринбург, 2006. С. 77—98. (Екатерининские чтения 3).

Щукин Т.А. Иоанн Итал // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия в 2-х томах (Smaragdos Philocalias; Византийская философия: т. 4-5). М., СПб.: Никея — РХГА, 2009. Т. 2. С. 334-340. 

Щукин Т.А. Эсхатология Иоанна Итала // Вестник русской христианской гуманитарной академии. 2010. № 11. Вып. 4. С. 116-120. 

Clucas L. The trial of John Italos and the crisis of intellectual values in Byzantium in the eleventh century. Munich, 1981. (Miscellanea byzantina Monacensia 26).

Conley T. M. John Italos’ Methodos Rhetorikê: Text and Commentary // Greek, Roman and Byzantine Studies. 44, 2004. P. 411–437.

Gouillard J. Le Proces officiel de Jean l’Italien. Les actes et leurs sous-entendus // Travaux et Mémoires. 9, 1985. P. 133–174.

Gouillard J. Le Synodikon de l’Orthodoxie. Edition et Commentaire // Travaux et Mémoires. 2, 1967. P. 56–61.

Joannou P. Christliche Metaphysik in Byzanz: Die Illuminationslehre des Michael Psellos und des Johannes Italos. Ettal, 1956.

Ierodiakonou K. John Italos on Universals //  Documenti e Studi Sulla Tradizione Filosofica Medievale. 18, 2007.

Nearchos C. G. God, the Universe and Man in the Philosophy of John Italos. Oxford, 1977.

Rigo A. Giovanni Italos commentatore della gerarchia celeste dello Psevdo-Dionigi L’Areopagita // Νέα Ῥώμη. Rivista di ricerche byzantinistiche. 3, 2006. P. 223–232.

Stephanou P. E. Jean Italos, Philosophe et humaniste. Roma, 1949.

Theodoridis C. Bemerkungen zum Text der Kommentare des Johannes Italos und Leon Magentinos zu den aristotelischen Topika // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 52, 2002.